00:00, 23 августа 2006 года

Особая примета, или Могила беззубого воина

- Еще в мае наша археологическая экспедиция приступила к исследованию памятников древних культур по маршруту реконструируемого газопровода «Ставрополь – Грозный», - рассказал главный специалист ГУП «Наследие» Сергей Ляхов (на снимке). – Первым в районе станицы Новомарьевской был обнаружен курган раннесарматской эпохи. Под каменной обкладкой в склепе, сложенном из известняковых плит, находились человеческие останки, захороненные в четыре слоя. Судя по черепам, в погребении нашли свое последнее пристанище только женщины и дети. Всего около 30-ти человек.

Такое массовое захоронение не типично для сарматов, которые хоронили своих покойников в гробницах, обложенных каменными плитами. Отсутствие некоторых частей скелетов, обнаруженные среди ребер бронзовые наконечники стрел дают возможность предположить, что это братская могила жертв какого-нибудь военного конфликта. Если судить по найденным предметам: сосудам, украшениям и предметам быта, то погребенные принадлежали к обеспеченным слоям общества. Четыре слоя костей свидетельствуют о том, что курган использовался не единожды, а на протяжении значительного промежутка времени.

Другую загадку ученым преподнесло парное захоронение подкурганного типа возле поселка Тоннельного. Там вместо ожидаемого погребения сарматского периода обнаружена могила, датируемая XIII–XIV столетиями. На глубине нескольких метров покоились тела мужчины и женщины. В отличие от захоронений кочевых народов, которые оборачивали своих умерших в ткани, покойники были преданы земле в деревянных домовинах. Об этом свидетельствует сохранившаяся в женской могиле часть доски. Рядом с покойницей находились различные кувшины, изящные золотые украшения, серебряное зеркальце, стеклянные бусы и другие предметы. Мужчину, ростом около 1 метра 70 сантиметров, в загробный мир сопровождали останки коня со снаряжением, оружие (сабля и кольчуга, колчан со стрелами) и кувшины, в которых, наверное, находился запас пищи и воды.

- Останки воина сохранились довольно хорошо, - рассказывает Сергей Ляхов. – По предварительным данным, это был 40-летний мужчина, монголоидного типа, крупного телосложения. Сохранилась особая примета, которая, возможно, поможет при его идентификации: покойный в раннем возрасте потерял почти все зубы. На челюсти сохранились только пять зубов, а от других даже не осталось следов. Возможно, в летописях найдется о нем упоминание.