От тюрьмы не убежишь
В состав банды входили четверо: Казбек Асаев, Валид Темерсултанов, Ахмед Идрисов и Шамхан Гарчханов. Группировку возглавлял Асаев, работавший в то время в правоохранительных органах. Именно он предложил подельникам найти «богатого Буратино», чтобы его «потрясти».
К совершению преступления приятели готовились тщательно, заранее распределив роли. Шамхан Гарчханов должен был провести в районе своеобразную рекогносцировку на местности: изучить место жительства, личность, «платежеспособность» предполагаемого «объекта», его расписание, привычки и т.д. Остальные же были заняты более основательной подготовкой: в Грозном приобрели три боевые гранаты, армейский кортик образца 1945 года, складной нож, маски. К тому же у Казбека Асаева имелся закрепленный за ним табельный пистолет Макарова.
Наконец Гарчханов «доложил», что объект нападения выбран, это председатель совхоза «Красный Маныч», бандиты преступили к воплощению своего плана. К дому директора преступники подъехали на автомобиле, когда уже совсем стемнело. Улица была безлюдна, но Гарчханов, боясь, что его кто-либо может узнать – он уже успел примелькаться в селе, - остался в машине, чтобы в случае возникновения опасности предупредить остальных членов группы. Трое его дружков, обрядившись в маски и взяв в руки оружие, направились к крыльцу дома Антоненко.
Непрошеным гостям дверь открыл сын хозяина дома и по их просьбе позвал отца. Бандиты были уверены, что, увидев вооруженных «визитеров», председатель испугается, и они смогут беспрепятственно зайти в домовладение и спокойно отобрать все ценности и деньги. Не предусмотрели бандиты одного: Антоненко, поняв, что за «гости» к нему пожаловали, и увидев у них оружие, не испугался, а бросился на них с кулаками. Сообразив, что план провалился и проникнуть в дом «по-тихому» уже не удастся, Казбек Асаев трижды выстрелил в Антоненко. Пули попали мужчине в грудь, и он рухнул замертво. После этого головорезы запрыгнули в автомобиль к поджидавшему их Гарчханову и рванули из села.
По дороге они рассказали Гарчханову о досадном срыве «операции». Такой исход дела – уйти из богатого дома с пустыми руками – совсем не устраивал Гарчханова, и он, поругавшись с подельниками, вышел из автомобиля неподалеку от села Кучерла и пошел домой пешком. Темерсултанов, Асаев и Идрисов направились далее, но информация о нападении и приметах подозреваемых была разослана на все посты милиции. На въезде в Благодарный их машину уже ждали. Преступники сначала попытались уйти от преследования, а когда это не удалось, при задержании оказали вооруженное сопротивление правоохранникам, взорвав гранату, но все же были обезврежены.
Узнав об аресте соучастников и поняв, что дело пахнет керосином, Шамхан Гарчханов уехал в Грозный. Своих «друзей» ему больше не довелось встретить: судебной коллегией по уголовным делам Ставропольского краевого суда они были приговорены к лишению свободы с конфискацией имущества и отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Асаев получил пятнадцать, Темерсултанов двенадцать, Идрисов - восемь лет лишения свободы.
Четвертый участник банды, Гарчханов, находился в бегах более 14 лет, все это время скрываясь в Чечне. За это время успел обзавестись многочисленным семейством. Но все же ему не удалось скрыться от правосудия – в 2005 году он был задержан в Грозном. Приговором Туркменского районного суда Шамхан Гарчханов был признан виновным в совершении разбоя и приговорен к семи годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Суд учел смягчающее обстоятельство – наличие у подсудимого троих несовершеннолетних детей, поэтому назначил минимальный срок лишения свободы, предусмотренный данной статьей.
Однако осужденный с приговором не согласился и, находясь в изоляторе, считая себя «несправедливо и необоснованно осужденным», отказался от приема пищи. Применяя все свое красноречие и темперамент, он не переставал писать жалобы во все инстанции. Считая себя жертвой «совокупности обстоятельств, основанных на предположениях, слухах и догадках следствия», осужденный убедительно просил восстановить справедливость.
Судебная коллегия по уголовным делам Ставропольского краевого суда, рассмотрев уголовное дело по кассационной жалобе Гарчханова, назначила ему наказание в виде шести лет лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима. Приговор вступил в законную силу.