Хочу быть рядом с тобой…
А девчонки из моего отдела безопасности каждый день в кабинет спортивного обозревателя Попова ныряют и втихую от меня будущие статьи по безопасности и криминалу обсуждают. А он кофеем их угощает. И советы дает.
Не, наверно, я Попову не завидую. Я ревную. В его футболе и спорте я дуб дубом. А он, историк по образованию, и по спорту, и по безопасности, и по сельскому хозяйству может. И все это, если по правде, на таком уровне, что энциклопедичности познаний поражаешься. Где он всего нахватался? Да там же, где и мы все, – в газете и в жизни. Только он больше.
Написать эти строки решили втайне от него – такой вот подарок ему к юбилею нашей любимой газеты. И засунули любопытные свои носы в личное дело, чтобы сориентироваться в биографии. Когда каждый день рядом – старейший да мудрейший, как-то и недосуг по датам определиться.
День рождения в декабре – это помним. В каком году? Да в следующем юбилей будем праздновать. Родился в Пятигорске, во время войны жил в Ростове, в школу пошел в Телави (тот самый грузинский город, который в «Мимино» перепутали с Тель-Авивом), а закончил ее в Ставрополе. Работать начал второго апреля 1956 года. Значит, стаж - полвека и четыре месяца…
Был токарем, линотипистом, электриком, а потом пришел в журналистику. 21 августа 1963 года в его трудовой книжке появилась запись «литсотрудник газеты «Ставропольская правда». Изменил ей раз в жизни. Пятилетку провел в «Советской Калмыкии». И сейчас в уже несоветской Калмыкии имя Валерия Попова – пароль, после которого уже у тебя появляются знакомые и друзья, готовые и помочь, и любить только потому, что ты «от Валеры».
Знаете, я Попова боюсь. Познакомилась с ним по телефону, когда в Карачаево-Черкесии осваивала новое для меня дело ответственного секретаря. Это специальность такая и одновременно фокус и секрет, как на страницах газеты все статьи и фотографии расположить так, чтобы все читалось и смотрелось. Попов в это время возглавлял секретариат «Ставропольской правды», и круче его в крае не было никого. Куда же обратиться, как не к «старшему брату»? Ну неохота Попову было со мной – «зеленой» и неопытной - возиться и консультации по телефону давать. Рявкал, как умел и умеет: чего, не знаючи, в профессию лезешь? Он и сейчас может рявкнуть – не переносит непрофессионалов. Ответ-сековcкому мастерству я, конечно, выучилась, а вот нелюбовью к непрофессионализму от Попова «заразилась». И именно его критика: «что-то ты, старуха, дров наломала» - для меня самая страшная.
В журналисте и журналистике Валерия Попова долго рассказывать нет смысла. Поколения ставропольчан историю страны и края изучали по его материалам. (В 1977-м, далеко не мальчик, он загорелся БАМом. И писал. И поехал туда. Зачем? Ради нескольких строчек в газете?..) А спортивная тема без него просто немыслима. Но во всех этих и других делах есть нечто общее - инициатива и творческая выдумка. Первую свою премию в «Ставропольской правде» Попов получил 28 декабря 1964 года в сумме 35 рублей как раз «за инициативу и творческую выдумку в оформлении газеты». И по сей день по этим показателям нет ему равных.
Как и в чувстве юмора. В каждой даже самой строгой корпорации есть свои приколы. В журналистике их пруд пруди. С одними «очепятками» не соскучишься. Попов, конечно же, не исключение. В январе 1974 года разбирал редсовет «Ставрополки» страшный случай. В официальном сообщении «Награда вручена» вместо слов «прикрепил орден» было напечатано «прицепил». Грозный приказ, раздавший всем сестрам по серьгам, констатирует, что «эта ошибка произошла из-за небрежности заместителя ответственного секретаря Валерия Попова, сделавшего от руки дополнение крайне неразборчивым почерком». Могу представить ту бучу коммунистических времен – и за меньшие грехи из партии и с работы могли вылететь и виновные, и правые. А почерк у Попова, между прочим, и сейчас отвратительный. Когда работал заместителем редактора (все-таки и для него 31 июля – дата, в 1998-м именно в этот день он стал замредактора), правку в полосах уже наловчился делать фломастером – крупнее и понятнее получалось. Сменивший его на этом посту молодой кадр тоже на вооружение фломастер взял, хотя с почерком вроде проблем особых нет.
…Я люблю Попова. За бурчание и рычание. За профессионализм. Даже за то, что мои девчонки к нему бегают. И я хочу быть рядом с тобой, Валера! Потому что мне еще есть чему у тебя учиться.