00:00, 1 июля 2006 года

Праздник – это не выходной

3 июля - 70 лет ГАИ (ГИБДД)

- Первые сотрудники автоинспекции на дорогах края, - говорит он, - появились в 1936 году. Один из первых руководителей ГАИ - лейтенант милиции Станислав Нырко.

- А что лично вам наиболее памятно из всей семидесятилетней истории ГАИ – ГИБДД?

- В памяти – и собственные годы службы, и люди, которые были и есть рядом, и какие-то события. Даже не знаю, как ответить…

- Тогда по-другому: что в истории службы наиболее значимо, с вашей точки зрения?

- Введение правил дорожного движения. Впервые это произошло в России в 1931 году. Тогда они назывались правилами уличного движения, став как бы альфой и омегой и для нашей службы, и для водителей, и для пешеходов.

- А что было-то регулировать? С 1920 года предельная скорость движения на улицах городов и населенных пунктов ограничена для автомобилей и мотоциклов – 25 верст в час, грузовых автомобилей – не свыше 15 верст в час. И всех-то транспортных средств в России – кот наплакал.

- Ну, не скажите. Хорошие были правила. Они, кстати сказать, действовали до 1961 года, когда были введены первые единые Правила движения по улицам и дорогам Союза. В них были частично учтены требования международных конвенций о дорожном движении. Они работали на дорогах страны до первого января 1965 года, когда их сменили Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР.

- С первого января нынешнего года в России действуют новые правила движения. Отношение к ним у автомобилистов далеко не однозначное…

- Каким бы оно ни было, правила нужно выполнять. На мой взгляд, кое-что слишком усложнено. Но комментировать более не стану. Потому что, если уж дело с безопасностью на дорогах дошло до обсуждения на заседании президиума Госсовета России, то любые сложности и строгости, на мой взгляд, оправданы. По словам президента России Владимира Путина, масштабы людских потерь на дорогах угрожают национальной безопасности страны. За истекшее десятилетие погибла треть миллиона россиян, более половины из которых были люди в расцвете сил - в возрасте до сорока лет. Страшно и трагично, что человек работает, воспитывает детей, планирует свою жизнь, а дни или часы его сочтены, так как есть другой человек, который считает возможным для себя сесть за руль пьяным либо совершить другое опасное нарушение на дороге.

Итоги этого заседания известны. Повышение безопасности дорожного движения объявлено самостоятельным направлением государственной политики, разработана соответствующая национальная стратегия на длительную перспективу, основой которой станет подготовленная по поручению президента России и одобренная правительством Федеральная целевая программа по повышению безопасности дорожного движения в период с 2006 по 2012 год включительно. Она предусматривает ряд принципиальных новых подходов. На освоение и внедрение мероприятий этой программы на 2006-2012 годы предусмотрено выделить 52,7 млрд. рублей.

- Борис Федорович! Федеральная программа – это будущее. Причем, на мой взгляд, даже при таком количестве выделяемых средств далеко не ближайшее. А каково сегодняшнее настоящее госинспекции безопасности дорожного движения на Ставрополье?

- Можно констатировать, что в последние годы произошли качественные изменения в организации и деятельности нашей службы. В целях специализации по отдельным направлениям работы в ее составе образованы строевые подразделения дорожно-патрульной службы, подразделения по организации дорожного движения, диагностические станции для проведения государственного технического осмотра транспортных средств, межрайонные регистрационно-экзаменационные отделы, монтажно-эксплуатационные предприятия по внедрению технических средств организации дорожного движения. Значительно укрепилась техническая база ГИБДД. В частности, при надзоре за дорожным движением стали применяться радиолокационные измерители скорости транспортных средств, на месте дорожно-транспортных происшествий используются видеосъемка и аварийно-спасательное оборудование.

- В начале 1990-х годов с переходом к рыночным отношениям произошло резкое увеличение количества автотранспортных средств и интенсивности их использования, обострилась криминальная обстановка в сфере дорожного движения…

- Вне всякого сомнения, эти обстоятельства продиктовали необходимость усиления контрольно-надзорной деятельности государственной инспекции. Мы развернули сеть стационарных постов на автомобильных дорогах, укрепили подразделения дорожно-патрульной службы, более жестко стали применять меры административного воздействия за нарушение правил дорожного движения.

Но всех этих мер оказалось мало. Мы имеем то, что имеем. На улицах городов, населенных пунктов и на дорогах России в 2005 году совершено 223342 дорожно-транспортных происшествия, при которых погибли 33957 человек. Обращает на себя внимание, что 80,9 процента дорожно-транспортных происшествий произошло по вине водителей. Напряженным остается состояние безопасности дорожного движения и в Ставропольском крае. За 2005 год совершено 3021 автопроисшествие, погибли 506 и 3869 человек получили ранения. В сравнении с 2004 годом количество ДТП уменьшилось на 1,4 процента, число погибших сократилось на 9,3 процента. Количество людей, получивших ранения, – на уровне 2004 года.

В 388 дорожно-транспортных происшествиях погиб 31 и получили ранения 386 детей и подростков до 16 лет. По вине водителей произошло 88,6 процента всех автопроисшествий: погибли 435 и получили ранения 3584 человека. 85 ДТП, в которых погибли 11 и ранены 139 человек, совершены по вине водителей автобусов. По вине пешеходов произошло 411 ДТП, погибли 84 и ранены 348 человек. А 895 происшествий зафиксированы из-за неудовлетворительного состояния дорожных условий.

- Так что ни о каком благодушии – даже в канун праздника – речи идти не может?

- Вне всякого сомнения. Но и в панику впадать не стоит. В целях сокращения количества дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий постановлением губернатора Ставропольского края месяц назад была утверждена краевая целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в Ставропольском крае на 2006-2008 годы». Реализация программных мероприятий, надеемся, окажет позитивное воздействие на количество, обустройство и содержание автомобильных дорог и улично-дорожной сети городов и населенных пунктов края, технических средств регулирования дорожного движения, уровень технического состояния автотранспортных средств. Будет способствовать повышению эффективности профилактической работы с участниками дорожного движения.

В заключение хочу поздравить с нашим профессиональным праздником – 70-летним юбилеем Государственной автомобильной инспекции - ветеранов и сотрудников службы ГИБДД края. Они вписали в ее историю много славных страниц. Это ветераны Борис Калиниченко, Василий Дущкин, Владимир Зарубин, Андрей Нестеров, Виктор Губарев, Алла Водяникина, Галина Дромерецкая, Вячеслав Рудченко, Анатолий Кузьменко. А также наши сотрудники, ставшие победителями конкурса профессионального мастерства: гос-инспектор дорожного надзора ОГАИ Труновского РОВД капитан Андрей Соболев, старший госинспектор ОБДПС ГИБДД ГУВД СК Ставрополя капитан Роман Алехин, госинспектор технического надзора ОГАИ Красногвардейского ОВД капитан Александр Архипов.

Желаю всем счастья, здоровья и трудовых успехов!