00:00, 1 июля 2006 года

Дирижеры дорог

Работа «на дороге» не для слабонервных, поэтому туда приходят по-разному, но остаются, как правило, навсегда - в этом твердо убежден начальник отдела ГИБДД УВД Невинномысска подполковник Валерий Левченко. Его отдел курирует территорию города с протяженностью дорожной сети в 304 километра, и только 110 из них – с асфальтовым покрытием. Остальные «автобаны» – допотопная гравийка, и это при том, что интенсивность движения и количество транспорта год от года возрастают в геометрической прогрессии. Напряжения добавляет и пронизывающая город федеральная трасса «Кавказ» с круглосуточным потоком машин.

- Только в городе зарегистрировано 38 тысяч единиц транспорта, а сколько транзитных автомобилей – не сосчитать. Всем этим «броуновским движением» «дирижирует» наш коллектив, насчитывающий всего 48 человек, – говорит Левченко. – На каждого сотрудника - тройная нагрузка, ведь по нормам на 265 транспортных единиц положен один инспектор. Но ничего, справляемся.

Валерий Левченко с гордостью констатирует, что кривая аварийности на подведомственной ему территории идет на спад. За пять месяцев 2005 года в ДТП пострадало 32 человека, из которых четверо погибли, а за аналогичный период 2006 года – 20 раненых и двое погибших. Снижается и количество угонов – за этот год угнано 10 машин, в прошлом – 14. Улучшению оперативной обстановки, говорит подполковник, существенно помогли профмероприятия: акции, лекции, разъяснительные беседы со всеми участниками дорожного движения от водителей до школьников. Донести до сознания каждого человека необходимость соблюдать правила дорожного движения, пожалуй, самая трудная задача, считает Левченко. Всех перевоспитать нельзя, как и невозможно сделать движение на наших дорогах стопроцентно безаварийным. Но свести эти показатели к минимуму необходимо, и в этом – главное предназначение сотрудников ГИБДД.

В эти летние дни в напряженном режиме работает и межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел ГИБДД ГУВД СК города Невинномысска: проводится техосмотр автомобилей и мотоциклов, ставится на учет транспорт, сдают экзамены водители-новички. Кстати, компьютерный класс, где подтверждают свои знания «чайники», оборудован по последнему слову науки – такого больше нет пока ни в одном МРЭО края.

– Мы обслуживаем население Андроповского, Кочубеевского районов и Невинномысска, – рассказывает начальник МРЭО Александр Усс. – Сегодня у нас на учете стоит около 70 тысяч единиц транспорта. Мы своими силами построили автодром, где сдаются экзамены по практическому вождению. За пять месяцев текущего года уже приняли около четырех тысяч человек, сдававших экзамены на право управления транспортным средством. К сожалению, процент сдающих экзамен с первого раза невелик, всего половина из общего количества. Виной тому – некачественное обучение во многих автошколах, а сотрудников ГИБДД, к сожалению, отстранили от участия в обучении вождению граждан. Мы выпустили памятки для водителей, в которых есть руководство, как действовать в той или иной ситуации – от ДТП до оказания первой помощи пострадавшим в аварии. Эти брошюры выдаем каждому свежеиспеченному водителю.

Лицо ГИБДД – это инспектор дорожно-патрульной службы. Именно ему «поручено» за короткое время профессионально разобрать любую сложившуюся ситуацию на дороге в рабочем порядке, причем как стандартную, так и нештатную. Об этом твердо помнят в невинномысском батальоне ДПС, считающемся одним из лучших в крае и обеспечивающем безопасность движения на федеральной трассе «Кавказ».

– Жалко, что зачастую людям видна лишь одна часть работы инспекторов ДПС – наказание нарушителей правил дорожного движения, – говорит заместитель командира БДПС подполковник Виктор Купцов. – Какими только удостоверениями не трясут перед носом инспектора, какие только угрозы не звучат в его адрес! И как-то забывается, что ведь это мы первыми прибываем на место ДТП, мы растаскиваем изуродованные машины, извлекая из заляпанного кровью салона трупы и оказывая первую помощь тем, кто уцелел.

Прогресс не стоит на месте, в жизнь дорожной милиции активно врываются новейшие технологии. Большим подспорьем инспекторам Невинномысского БДПС служат два видеокомплекса, «наблюдающие» за участниками дорожного движения и фиксирующие все нарушения.

Не менее ответственная работа у сотрудников автоинспекции, служащих на контрольных постах милиции. КПМ – это не только преграда террористам, контрабандистам и прочему криминалитету. Это еще и справочное бюро, и спасительный приют для пассажиров безнадежно заглохшей в лютый мороз машины. КПМ на 26-м километре федеральной трассы «Кавказ» находится аккурат на границе Ставропольского края с Карачаево-Черкесией. Поток машин не редеет ни днем, ни ночью, за сутки КПМ «пропускает» три с половиной тысячи машин, так что вариант несения службы здесь всегда усиленный: приходится тщательно досматривать весь транспорт, чтобы на территорию края не проникли «нежелательные гости».

– Многие водители относятся к досмотру автомобиля с пониманием, некоторые воспринимают это как оскорбление, – рассказывает начальник КПМ Геннадий Сурич. – Но служба есть служба, ведь что только не пытаются провезти в салоне своего авто: и наркотики, и оружие, и контрабанду. Только в июне мы раскрыли 21 преступление.

Бывают у сотрудников ГИБДД и экстремальные ситуации: погони, перестрелки, силовое задержание. Но рассказывать об этом они не любят: «Никакой романтики в этом нет». Есть просто долг, есть работа, которую нужно выполнять, – и в этом высшее предназначение человека в милицейской форме. В общем, расслабляться нет ни времени, ни возможности. И предстоящий 70-летний юбилей ГИБДД многим сотрудникам встречать придется, как и все предыдущие, на посту.


Рекомендуем