00:00, 30 июня 2006 года

Поле чудес

Предварительный отбор

Для тех, кто не в курсе, напомним. История завода силикатного кирпича насчитывает немало славных страниц. Достаточно упомянуть, что и по сей день качество зеленокумского кирпича известно во всей России. Заслуга в этом Николая Шевлякова, возглавлявшего завод более двадцати лет, несомненна. Это подчеркнул и вице–губернатор. Во всяком случае, звание «Заслуженный строитель России» и медаль «За заслуги перед Ставропольским краем», полученная Шевляковым в прошлом году, неоспоримые свидетельства этого.

Нынешняя история с заводом началась с акционирования «Цигеля», а вернее, после того, как работники завода-акционеры стали уходить на пенсию и продавать акции на сторону. К тому времени правой рукой Шевлякова на заводе, человеком, к которому он относился, по утверждению многих наших собеседников, «как к родному сыну», стал бизнесмен Игорь Колосов. Именно он предлагал Шевлякову продать завод за 20 миллионов рублей своему другу, проживающему за пределами края. Директор отклонил и это, и другое, не менее заманчивое в личном плане, предложение. Но процесс скупки акций уже начался, и остановить его было невозможно. Сошлись на том, что скупать акции будут равными частями. Нынче Шевляков утверждает, что первым его обманул Колосов, забирая себе львиную долю. Представители Колосова говорят обратное – директор «позарился» на контрольный пакет.

Как было на самом деле – вопрос из серии интересных. Игорь Колосов был убит несколько месяцев назад, и можно предположить как одну из версий, что именно скупка акций стала тому причиной. Вот фрагмент его интервью, данного одной из ставропольских газет:

« - Ну и зачем вы их скупали?

- Чтобы руководить заводом. Меня не устраивало руководство данного предприятия. По ряду вопросов. Я хотел повлиять на ситуацию».

Тогда же, полтора года назад, ситуация на заводе уже была напряженной, завод лихорадило. «Рабочие проводят собрания в поддержку директора, собираются бастовать», писал наш коллега. «Во все инстанции, вплоть до администрации президента России, рассылаются телеграммы с просьбой обеспечить соблюдение законности правоохранительными и надзорными органами». Отметим, что реакции никакой не последовало.

Первый тур

Представление участников. К настоящему времени на «Цигеле» директорствует – с распоряжением счетами, территорией, производством, материальными ценностями – Дмитрий Ландырев, приглашенный вдовой Игоря Колосова – Натальей. Его руководящее кресло зиждется на прошлогоднем решении собрания акционеров (оно, правда, сейчас оспаривается в суде на предмет легитимности) и вступившем в силу решении арбитражного суда. Есть и еще один директор – Николай Шевляков. За его легитимность – собрание акционеров, прошедшее в июне нынешнего года, и вступившее в силу решение краевого суда о восстановлении в должности директора.

Тем не менее Шевляков, вместе с судебными приставами пытавшийся реализовать решение суда, получил «отлуп» по полной программе. Корреспондента «СП» в тот день на завод не пустили, но позже мы получили приглашение на собрание трудового коллектива от Дмитрия Ландырева, признавшего свою ошибку.

Ошибок, на наш взгляд, к тому времени накопилось так много, что не задаться вопросами хотя бы о некоторых из них было бы несправедливо. Почему судебные приставы, одного из которых «помяла» (в распоряжении «СП» есть фотодокументы) охрана завода – ЧОП «Пересвет», не написали соответствующие рапорты? Почему в Новопавловской межрайонной налоговой инспекции в соответствии с решением суда не был зарегистрирован директор Шевляков? Почему один из трех банков, где ведутся счета «Цигеля», зарегистрировав решение суда, его игнорирует? Эти и другие факты и побудили нас высказать версию о том, что в рейдерском захвате «Цигеля», возможно, замешана третья сила.

Второй тур

Судя по визуальным наблюдениям, на собрании было около 100 человек. Из более чем четырехсот работающих. Много. И много нехорошего было сказано в адрес Шевлякова. Того самого, которого коллектив теми же методами – забастовка и прочее – защищал от «захватчика» Игоря Колосова. Этот факт поразил Бориса Калиничева. Ответы обеих сторон были поразительно однообразны: людей запугали. И Шевляков в первый раз. И нынешнее руководство сейчас. Пересказывать претензии и обвинения, высказанные на собрании, которое по стилю проведения все же больше напоминало митинг, опровергать или доказывать их – не дело журналистов. Дело – правоохранительных органов. Местных же силовиков просто жаль. Обе стороны конфликта обвиняют их в «игре на противной стороне». В краевой же прокуратуре корреспонденту «СП» подчеркнули, что в спор хозяйствующих субъектов надзорный орган Ставрополья вмешиваться не будет.

Третий тур

На совещании у вице-губернатора обе стороны изложили свои резоны – юридические, неюридические, человеческие и все остальные. Властью они были услышаны. И поняты. Борис Калиничев сказал:

- «Разрулить» ситуацию на «Цигеле» мы можем только мирным путем. Надо снять напряженность.

С этим согласны все. Только не получается. Пока. А адвокат Юрий Тихонюк никак не мог уразуметь, что власть обсуждает? Противодействие ей, которое уже имело место быть, или спор хозяйствующих субъектов? Так не власть, а суд его должен решать. По закону. Который предусматривает разрешение споров не на улицах, а в залах судебных заседаний.

Свою точку зрения высказал вице-губернатору акционер Сергей Белых.

- Президент России сказал, что каждый может купить акции на законно заработанные деньги и стать хозяином предприятия. Вот я и купил. А потом вернулся из командировки, а мне говорят, что это уже не мои акции, а акции Колосова. Я не понимаю, что происходит. Если вопрос не решится законным путем, я пойду на прием к президенту (я с ним немного знаком) и спрошу: мы живем в правовом государстве или по другим законам?

Помощь зала

Хэппи-энда так и не получилось. Неожиданно прозвучало заявление присутствовавшего на совещании атамана Ставропольского округа ТКВ Михаила Серкова:

- Пока Колосова не вступит в законное наследство, на заводе все вопросы с нашей стороны будут решаться по принципу «Любо - не любо!», а не «Аллах акбар!» Мы будем проводить любые акции, любые мероприятия в поддержку сегодняшнего руководства завода.

Участники совещания в кулуарных беседах не скрывали, что и за Шевляковым, и за Ландыревым стоят другие люди. Обижать обоих нечего – и очень не хочется обидеть констатацией факта участия в этой игре. Но закончиться она должна в строгом соответствии с законом - судебными, а не иными решениями. Сомнения в чем пока остаются.

Вне игры

Во всей этой истории – она болезненная, денежная - есть все-таки по-человечески главный вопрос: кто убил Игоря Колосова? Вот на этом-то главном вопросе предложил совбезу, курирующему правоохранительные структуры, сосредоточить внимание один из акционеров «Цигеля». А с остальными вопросами рано или поздно в нашем правовом государстве разберется суд. Только не нужно мешать ему и подсказывать. Даже с благими намерениями.