Ее магический кристалл
Творческая палитра певицы практически безгранична. Вокальные произведения Моцарта, Верди, Глинки, Бородина, Чайковского... Свободное и тонкое владение голосом позволяет ей филигранно донести до слушателя и лирику романса, и зажигательность «Калинки», и искрометный темперамент Одарки («Запорожец за Дунаем»). А сколько души вкладывает Петрова в героико-патриотический песенный репертуар: «Россия» Д. Тухманова, «Ариозо матери» А. Новикова, «Баллада о красках войны» О. Фельцмана - в ее исполнении они приобретают новый, сочный колорит.
У Зинаиды Петровой замечательная творческая биография. В 1971 году, преодолев огромный конкурс в сто человек на место, она поступает в один из престижнейших музыкальных вузов - Харьковскую государственную консерваторию, где опытные педагоги, по достоинству оценив певческий талант ставропольчанки, немало способствовали профессиональному становлению будущей примы. Яркую, самобытную певицу приглашали оперные театры Ленинграда, Свердловска, Новосибирска, Воронежа, Душанбе. Но Петрова поступает в новый, тогда только что открывшийся красноярский театр оперы и балета. Выбор оказался более чем удачным. Именно здесь, на берегу Енисея, она споет и сыграет свои лучшие вокальные партии: Ярославну в «Князе Игоре», Лизу в «Пиковой даме», Наташу в «Русалке», Леонору в «Трубадуре». На ура будут встречены ее Аида и Флория Тоска... В нескольких операх ее неизменным партнером был молодой стажер Дмитрий Хворостовский. В памяти певицы бережно сохранены и встречи с Зурабом Соткилавой, Евгением Колобовым, многими маститыми дирижерами.
Опера - глубокий и сложный вид музыкального искусства, обращенный к широкой слушательской аудитории, магический кристалл, отчетливо проявляющий весь синтез мастерства исполнителя. Излишне говорить о том, сколь сложна вокальная лексика, например, современного оперного спектакля. Однажды в Красноярск, для постановки оперы В. Гроховского «Ураган» был приглашен ленинградский режиссер, народный артист РСФСР, профессор Р. Тихомиров. Вот отзыв знаменитого маэстро о Петровой, спевшей в этой опере главную женскую партию: «Рад творческому общению с Вами, умной, чуткой певицей-актрисой. Вы вышли победительницей, с честью заявившей о высоком творчестве. Продолжайте быть такой же...».
Но бег времени неумолим. В эти июньские дни Зинаида Ивановна Петрова отмечает свой юбилей. А чем можно заплатить судьбе за прекрасные годы вдохновения, подаренные молодостью? Богатым жизненным опытом, добрым, сердечным отношением к коллегам. Да, талант дорог и сам по себе, но в соединении с другими человеческими качествами представляется животворным неиссякаемым источником полезности и необходимости людям во все времена.
Имея помимо музыкального и высшее филологическое образование, Петрова успешно сочетает активную концертную деятельность с педагогической, читает лекции на факультете искусств в СГУ, участвует в научных конференциях.
- Да, - говорит Зинаида Ивановна, - мы живем в эпоху творческого безвременья, малой востребованности высокой этики и эстетики. С трудом сдерживаем агрессивные потоки эрзац-культуры, но в то же время я верю, придет прозрение, люди, уставшие от громогласных, бьющих наотмашь по человеческим душам «фабричных» поп-групп, наконец обратятся к чистому, интимному звучанию природных голосов. Вспомнят и поймут гуманизм чеховских размышлений о человеческой красоте, оценят золото родной природы на полотнах Шишкина и Левитана, взволнуются величественными аккордами концертов Рахманинова и Шостаковича... Я верю в это потому, что люблю моих добрых и отзывчивых слушателей, почитателей, и прекрасней этого нет ничего в мире...