00:00, 24 июня 2006 года

Штучный товар

О том, в чем причина подобной смены интересов производства и общества, корреспондент «СП» беседует с деканом химико-технологического факультета Северо–Кавказского государственного технического университета, кандидатом химических наук Любовью Визер.

- Дело в том, что российская промышленность оправилась от кризиса переходного периода, и возникла колоссальная потребность в высококвалифицированных инженерных кадрах. Ведь сейчас, к сожалению, средний возраст инженера на производстве - 50–60 лет. Кроме того, свою роль в возникновении дефицита сыграл стереотип так называемого псевдокоммерческого мышления. Ведь вспомните, что было время, когда считалось, что быть инженером непрестижно: маленькая зарплата, скучная работа, отсутствие перспектив… В результате снижения притока новых работников на высокотехнологичных предприятиях возникла угроза остаться без инженерного звена. И сформировался спрос. Одновременно «производство» бухгалтеров, психологов, экономистов, юристов и других гуманитарных специалистов превысило потребности экономики. В результате, например, наших студентов, обучающихся по специальностям «промышленная электроника, микроэлектроника, нанотехнология», «химия монокристаллов», предприятия начинают разбирать уже с третьего курса. К выпуску практически все студенты знают, где и с каким окладом они начнут свою карьеру. Например, на Подольском химико-металлургическом комбинате «стартовый оклад» молодого специалиста составляет 15 тысяч рублей.

- ??!

- Вы зря удивляетесь. Столь высокая оценка труда продиктована тем, что база любой современной электронной техники основывается на сформированных искусственным способом полупроводниковых структурах, которые, в свою очередь, выполняются на кристальной подложке. Проще говоря, компьютеры, стиральные машинки, сотовые телефоны, медицинские приборы, телевизоры и вся-вся-вся техника – это чипы и микрочипы, созданные на основе искусственно выращенных кристаллов. Для того, чтобы искусственным путем получить кристалл кремния или сапфира, требуются не только современное и дорогостоящее оборудование и сложные технологии, но и человек, способный эти технологии применить на практике.

Поэтому требования к подготовке специалистов химической технологии монокристаллов, материалов и изделий электронной техники чрезвычайно высоки. Мы, кстати, сумели спрогнозировать спрос на наших выпускников заранее и создали соответствующие условия для их подготовки: например, в университете имеется крупнейшая в ЮФО лабораторная база, налажены научные связи и контакты с Кемнитцким техническим университетом (Германия) и Пражским институтом химической технологии (Чехия), где стажируются не только молодые преподаватели и аспиранты, но и студенты. В свою очередь, ведущие европейские специалисты читают лекции в Ставрополе. Также студентам предоставляется возможность попробовать силы в научной работе – принять участие в конкурсных исследованиях по избранной ими специальности.

- Вы говорили, что сейчас «технарей» разбирают задолго до выпуска. Значит ли это, что «покупатели» активно участвуют в их подготовке?

- Поскольку производственники заинтересованы в наших специалистах, то предприятия охотно предоставляют свои лаборатории и оборудование для того, чтобы студенты проходили практику. Плодотворно сотрудничаем с заводом синтетических корундов «Монокристалл», с крупнейшим в России производителем кристаллов кремния – Подольским ХМЗ. На базе концерна «Энергомера» создана специальная лаборатория для того, чтобы студенты-электронщики с третьего курса имели возможность заниматься на предприятии.

- Спрос на инженеров вырос. Это – момент положительный. А что «в негативе»?

- Не знаю, можно ли считать «негативом» конкурс в 3-4 человека на бюджетное место или еще живущую в сознании некоторых мысль о «непрестижности» инженерного труда. Но самая главная проблема – и не только наша, но и всей России – недостаточно, мягко говоря, сильное преподавание физики и химии в школе. Вузы вынуждены заполнять пробелы школьной программы. В общем, учиться на «технаря», в том числе на нашем факультете, трудно, но зато интересная, перспективная и высокооплачиваемая работа гарантирована.