Особенности наркобизнеса
Прежде чем вести речь о наркомании и ее профилактике, необходимо четко представлять, что наркотики – это бизнес, который приносит колоссальную прибыль. Как и любой другой, наркобизнес развивается по законам рынка, и понятия спроса и предложения ему не чужды. Но при этом у наркобизнеса есть свои особенности. С предложением все предельно просто, и мы боремся с ним всей правоохранительной системой. Со спросом - намного сложнее.
С одной стороны, его всячески подогревают как явной, так и скрытой пропагандой наркотиков те, кто занимается предложением. С другой стороны, необходимо учитывать социально-экономическую неустроенность как благоприятную почву для развития наркомании. Кроме того, ни для кого не секрет, что один наркозависимый в год подсаживает на иглу и еще несколько человек. Например, в интернете - этом абсолютно свободном информационном пространстве - можно встретить не только откровенные призывы к употреблению наркотиков, но и при желании найти все, что угодно по этой теме – вплоть до подробных инструкций по изготовлению зелья. Те интернет-сайты, что работают через отечественных провайдеров, специалисты Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков методично отслеживают и закрывают. Остаются зарубежные русскоязычные сайты.
Также существует символика, так или иначе связанная с наркоманией. К примеру, те же листья марихуаны или человек, курящий эдакий кальян-трубку, – на футболках, браслетах, кулонах и чехлах для мобильных телефонов. Эти знаки, рассчитанные в основном на молодое поколение, снимают у подростков психологический барьер, запрет, а марихуана становится некой нормой повседневной жизни. И когда молодому человеку однажды предложат попробовать «травку», в его голове уже не возникнет сигнала о том, что это вред.
Это как раз и есть вариант скрытой пропаганды: ее и определить трудно, и доказать. Мало выявить такой товар - экспертам необходимо доказать в суде, что изображенное на кепке растение и есть тот самый конопляный листочек.
- По какой кривой сегодня развивается наркомания у нас в крае?
- В целом она отражает общероссийскую тенденцию. Когда в начале 2000 года вдруг снизилось количество зарегистрированных наркоманов, стали говорить о том, что и наркомания пошла на убыль. А в это время она стремительно летела вверх: героинозависимых стало больше, повысилась смертность. Просто наркоманы перестали обращаться в диспансеры.
Существует официальная статистика – медицинская, не нашего ведомства, которая на самом деле не отражает истинной ситуации. Такую статистику ведет, скажем, краевой наркологический диспансер. Но посудите сами, кто из людей, употребляющих наркотики, обращается туда по собственной воле? Большинство обходят его за версту. Официальная статистика отличается от реального положения дел в разы.
За последние три года, опять же по официальной статистике, количество наркоманов в крае увеличилось. Но, с другой стороны, это связано с их выявлением. К примеру, мы обнаруживаем наркопритон, задерживаем несколько человек и отправляем их на освидетельствование. В результате они пополняют и без того объемный список наркозависимых.
- Можно ли говорить об особенностях нашего региона, которые бы влияли на распространенность у нас того или иного наркотика?
- Социально-экономическая ситуация в крае не хуже, но и не лучше, чем в целом по стране. Но наш край преимущественно «растительный». Плодородные почвы в сочетании с мягким теплым климатом позволяют культивировать здесь опиумный мак и коноплю. Есть героин и опий, но они не получили у нас широкого распространения. Оба наркотика - привозные. Был случай, когда мы изъяли больше килограмма героина. Но все-таки его цена не сопоставима с кондитерским маком. Кроме того, белый наркотик достать сложнее.
Встречаются на Ставрополье и синтетические, так называемые клубные наркотики. Их завозят в основном из Прибалтики и с Украины, из Европы. Так что если раньше говорили о «героиновом пути» из Азии, то сейчас есть определенный встречный поток. Многие молодые люди относятся к этим наркотикам очень легкомысленно: дескать, потанцевал в клубе и забыл. На самом деле синтетические вещества разрушают психику и вызывают депрессивный синдром.
- Насколько эффективны современные программы реабилитации наркозависимых?
- Таких программ достаточно много. Есть очень дорогие частные специализированные клиники, стоимость лечения в которых колеблется от трех до пяти тысяч долларов и выше. Не берусь судить об их эффективности: сколько там человек пролечилось и завязало с наркотиками – у меня нет такой информации. Но, по нашим данным, предлагаемые там программы в целом не настолько эффективны, как бы их ни рекламировали. Небольшое отделение реабилитации действует при краевом наркологическом диспансере. Но на его содержание и уж тем более развитие не хватает средств.
- Свой вклад в реабилитацию больных наркоманией вносит и Русская православная церковь…
- Это как раз альтернативный способ избавления от наркотической зависимости, в большей степени психологический, духовный. Примерно два года назад Ставропольская и Владикавказская епархия открыла первый в нашем крае Спасо-Преображенский реабилитационный центр в станице Темнолесской. Там наркозависимые живут, работают, молятся. Кто-то приходит по собственному желанию, других приводят родные и близкие. Очень важно, чтобы человек сам захотел вернуться к нормальной жизни. Церковь может только помочь ему в этом. Стараниями владыки Феофана в крае создано уже шесть подобных реабилитационных центров, в том числе и женский. Мы поддерживаем епархию и стараемся с ней всячески взаимодействовать: недавно в Спасо-Преображенском центре даже помогли построить баню.
- Человек может ненадолго скрыться в стенах клиник и реабилитационных центров от реальной жизни, в которой есть наркотики. Но рано или поздно к ней придется вернуться. Какое место в лечении наркозависимых, на ваш взгляд, должно отводиться обществу в целом?
- По большому счету, многого от общества и не требуется: всего-навсего не закрывать глаза на проблему наркомании и не отстраняться от нее по принципу «моя хата с краю». Ведь никто не застрахован от этой страшной беды, и не дай бог кому-нибудь испытать это горе. Если общество, наконец, перестанет быть равнодушным, тогда только можно говорить о действительно эффективной социальной реабилитации наркозависимых. Более того, перемены тогда произойдут и в борьбе с распространением наркотиков.