00:00, 21 июня 2006 года

ПредВОДИТЕЛЬСКАЯ подготовка



Утром - кадры, вечером - деньги

Механизм подготовки водителей для нужд российской армии, по сути, мало изменился: утром – кадры, вечером – деньги. И никак иначе. Министерство обороны страны заключает договор с Центральным советом РОСТО, школы которого на местах выполняют поставленную задачу. За свой счет. И лишь когда специалисты готовы, государство покрывает расходы школ на обучение автомобильных асов. С оплатой нередко случаются задержки.

Деньги на ветер государство почем зря не разбрасывает и заказывает РОСТО водителей ровно столько, сколько нужно. Как рассказал начальник отделения подготовки граждан к военной службе крайвоенкомата подполковник Дмитрий Пахомов, на 2005-2006 год Ставрополью поручили направить в армейские ряды 1050 водителей. С весенним призывом в Вооруженные силы уйдут 538 специалистов, остальные – осенью. Качественный отбор тех, кому посчастливится сидеть за штурвалом военного грузовика, – привилегия районных военных комиссариатов.

На все районы учебных организаций, конечно, не хватает: многие школы удалены от места жительства потенциальных армейских водителей на десятки километров. Нередко ребятам на время обучения приходится курсировать между домом и школой РОСТО в другом населенном пункте или снимать там жилье. Финансовые издержки учеников государство берет на себя. Но, опять же, по схеме компенсации затрат до-призывников, а, вернее, их родителей, по завершении обучения.

Кузьмич и все, все, все

Падение спроса на водителей большегрузных автомобилей в Вооруженных силах России за последние несколько лет особенно остро почувствовали отделения РОСТО. Если, к примеру, до 1999 года только Ставропольская объединенная техническая школа РОСТО (в прошлом - ДОСААФ) готовила от 500 до 600 человек к каждой призывной кампании, то сегодня – не больше 150. Да и контингент обучающихся, мягко говоря, «подкачивает».

– Выбирать нам особенно не из кого, – сетует замначальника Ставропольской ОТШ РОСТО по учебно-производственной части Александр Емельянов. – Нередко попадаются вовсе уникальные кадры. Спрашиваю как-то у одного ученика его фамилию, тот отвечает: Кузьмич. Ему вопрос повторяешь, говоришь: как фамилия твоя? А он только плечами удивленно пожимает, мол, меня все так называют. (На самом деле его фамилия Сидоров. – Е.С.). Про общеобразовательный уровень этого юноши и ему подобных и говорить нечего – жуть!

Программа же подготовки водителей для службы в армии качественно отличается от той, что дают гражданским. Допризывники должны знать не только правила дорожного движения, но и устройство автомобиля – до винтика, премудрости эксплуатации военных машин и многое, многое другое.

В идеале выпускник учебного центра РОСТО должен суметь разобрать и собрать грузовой автомобиль в чистом поле. И таки - собирают. Требования к кандидатам в пилоты колесных транспортных средств жесткие. За непосещение занятий могут в два счета из школы выгнать: перспектива идти в армию пешим мало кого радует. Вот и приходится стараться. Особенно, когда дело подходит к сдаче экзамена в ГАИ.

– С первого раза испытание выдерживают далеко не все, – рассказывает начальник отделения МРЭО ГИБДД ГУВД СК подполковник Валерий Шальнев, – не больше 60 процентов от общего числа закончивших автошколу. – Остальные - со второй, третьей попытки. Результативность сдачи экзамена у гражданских водителей, к примеру, намного выше.

Огонь, вода и медные трубы

Впрочем, без водительского удостоверения допризывники не остаются и в конце концов испытание выдерживают все. Госзаказ выполняется: оборонное ведомство получает пусть еще «зеленых», но имеющих базовую подготовку водителей для военной техники. За время службы вчерашние мальчишки проходят такую «школу», которой могут позавидовать многие гражданские автолюбители с многолетним стажем. На подобных мастеров – особый спрос. Интерес к «выпускникам» армейской баранки проявляют и гражданские работодатели: в очередь, конечно, не выстраиваются, но конкуренцию оборонному ведомству, которое, по сути, и взрастило автомобильных спецов, составляет серьезную. Сами же ребята после срочной службы – птицы вольные и вправе самостоятельно решать, куда рулить и какую баранку крутить.