Еще одна ступенька вверх
Вспомним свою первую учительницу. Что сохранила память? Ее лицо, глаза, улыбку... Как она говорила, как относилась к нам... Ее тайну. Двадцать три года после окончания Ставропольского государственного педагогического института Светлана Кругова работает учителем начальных классов, двадцать из них - в ставропольской гимназии № 9. Ее первым ученикам уже, наверное, под тридцать. Придет время, и они тоже совсем по-особому начнут вспоминать Светлану Анатольевну. Ее удивительно светлую улыбку, доброту, серьезность и еще (помните, как у Бунина?) - «легкое дыхание»! Трудно восхищаться человеком публично, но так уж получается, что Светлана Кругова, помимо своей воли, конечно, эти чувства внушает. Может быть, потому, что в ней заключены молодая энергия, внутренняя правота и что-то еще, именуемое, кажется, «счастьем». Иными словами, именно в личности учителя - причина успеха его педагогических методик.
Впрочем, говорить о педагогике отдельно от реальной жизни, страны и мира - значит не понимать ее суть. По высокому счету, учитель - представитель вечности во времени, его призвание - передать новым поколениям то, что было, есть и будет. Однако вечность (не будем бояться этого слова!) нередко оказывается слабее быстротекущего времени с его капризами, ложью, суетой. Учителю всегда противостоит уже сложившийся тип человека, пусть еще и маленького. Вот где широкие возможности для творчества.
Дети приходят в первый класс, и вдруг выясняется, что кто-то из них умеет обижать, но не умеет говорить «извините». Или «спасибо». А прежде чем что-то сделать, мальчик или девочка уже запросто может спросить: «А нам за это заплатят?». Многие не понимают красоты поступков Тимура и его команды в повести Гайдара. Зато хорошо ориентируются в американских мультиках. И это штрихи к портрету нашего времени. Тем более важно понять, как автор новых образовательных технологий, в совершенстве владеющий современными методиками обучения и воспитания, превращает свои знания в «живую жизнь»? Как воздействует на учеников?
На уроках самоуправления Светланы Круговой место учителя занимает кто-то из ее маленьких учеников. Он ведет урок и делает это часто весьма уверенно. Ее ребята обучены размышлять и выбирать правильные решения. Но удивительно другое: внутренне и даже внешне они стремятся перевоплотиться в любимого учителя, и это, разумеется, не только забавно. Тут обнаруживается детская вера в его правду и чистоту помыслов. Не будет этого, никакие инновации не помогут. Вглядываясь в своих ребят, понимая, на каком телевизионном фоне они растут, Светлана Анатольевна увидела обобщенный образ: «птенцы без гнезда». Дети не знают корней своей семьи, малой и большой Родины, родной культуры. Национальных корней истории.
- Конечно, - размышляет она, - они еще маленькие и попросту не могут всего знать, но, пока души их доверчиво открыты миру, надо успеть заронить благодатные зернышки. Потом может оказаться поздно: трудный возраст, юношеский максимализм и прочее.
Так Светлана Кругова пришла к глубокой мысли: дух современного человека может быть сохранен в исторически верном воспоминании о прошлом.
- Историю, - считает она, - нельзя отправить на перерыв. История все равно будет действовать, только в измененных проявлениях, и хорошо, если не разрушительных.
В то же время она понимает, что речь должна идти не об антикварных знаниях, а о поиске живого источника, который питает каждую человеческую жизнь. Всем классом они посещают большие и малые ставропольские музеи. В усадьбе художника Смирнова Светлана Анатольевна, увидев фотографию Маргариты Георгиевны Рощупкиной, сказала ребятам: «Она была моим педагогом-наставником». Дети застыли в изумлении: значит, история и жизнь - это одно и то же? А потом, в классе, каждый описывает свои музейные впечатления, цель сочинений - сделать собственное открытие. Бывает, что самое интересное описание получается у самого тихого, незаметного ученика, лучше других запомнившего множество деталей. Светлана Анатольевна обязательно выделит этого ребенка, и его авторитет сразу же возрастает. Так с первых лет обучения ребята начинают понимать: история окружает их повсюду, потому что история - это драматичные судьбы людей (мам и пап, бабушек и дедушек), их жизненный выбор, их мечты и поступки.
Постепенно ребята учатся жить в состоянии «общего дела»: поиска своих истоков. «Самое важное в жизни человека, - объясняет им Светлана Анатольевна, - его имя и фамилия». Сегодня любой из учеников ее класса знает, какой из символов зашифрован в его имени. С не меньшим энтузиазмом ребята занимались составлением своего семейного генеалогического древа...
Работа Светланы Круговой по внедрению исторического краеведения в учебную практику носит систематический характер и оценивается как инновационная. Она автор спецкурсов «Возвращение к истокам», «Крестьянские и казачьи игры, забавы, потехи», учебно-методического комплекса «Страницы истории края» и др. Все материалы прошли проверку в школьных учреждениях Ставрополья и были рекомендованы министерством образования края в качестве региональных учебных пособий. Можно ли считать эту работу, из которой здесь названа лишь небольшая часть, определенным творческим итогом педагога? И да, и нет. Совсем недавно для учеников начальных классов в гимназии № 9 прозвучал последний звонок. Выпускники ее четвертого класса поднялись еще на одну ступеньку вверх по лестнице, ведущей их к новым знаниям и взрослой жизни. А Светлана Кругова примет к обучению новый первый класс, и жизнь для нее начнется будто бы сначала...