Твердое «нет» воздержавшихся
Должна ли инициатива президента быть поддержана в регионах? – спросил представитель губернатора в Думе края В. Калугин и сам ответил: «Должна». Депутаты решили иначе.
В федеральном законе прямого указания на необходимость палат в регионах нет, но есть 2-я статья, гласящая, что одной из задач Общественной палаты России является «оказание информационной, методической и иной поддержки общественным палатам, созданным в субъектах РФ». Ставропольский законопроект вполне укладывается и в русло федерального, и в русло интересов самой общественности. Но в прокрустово ложе Думы не уложился: за него проголосовали двое, столько же против и 13 (!) воздержавшихся. Говорят, такое количество сомневающихся (или опасающихся) чуть ли не прецедент в практике краевого парламента. После голосования спикер Ю. Гонтарь подчеркнул, что «это нисколько не значит, что Дума сегодня против этого органа».
Ни одного весомого аргумента против палаты и не прозвучало. Пожалуй, единственный аргумент, произнесенный вчера публично, – нет достаточной информации о деятельности общероссийской палаты, не говоря уже о региональных –"разбивается" об интернет, где, например, активно функционирует официальный сайт ОП РФ. Один авторитетный депутат вообще заявил, что не знает татарский язык, чтобы прочитать закон об общественной палате Татарстана…
В целом же после четырех месяцев обсуждений (а законопроект был внесен губернатором в начале февраля) просто было заявлено, что депутатам достаточно трудно определить необходимость принятия такого законопроекта. И, действительно, одна из функций палаты – проводить экспертизу проектов законов, затрагивающих вопросы государственной социальной политики и конституционных прав проживающих на Ставрополье граждан. Это, видимо, парламентариев не особо прельщает. Настолько, что правовое управление ГДСК специально для депутатов сделало заключение: «Некоторые положения законопроекта противоречат федеральному законодательству». Между тем прокуратура края однозначно сообщила, что документ не противоречит ни федеральной, ни краевой правовой базе «и может быть принят Государственной Думой Ставропольского края в предложенной редакции». Теперь уже не может. Вопрос о создании на Ставрополье совещательного органа общественности повисает в воздухе. Вернуться к нему народные избранники теперь захотят лишь после выборов, опасаются представители гражданского общества.
Кстати, законопроект «О выборах депутатов Государственной Думы Ставропольского края» вчера без проволочек приняли в первом чтении. Его еще придется уточнять в процессе подготовки к чтению второму, окончательному, сообщил первый вице-спикер В. Коваленко, поэтому речь идет о концепции. Впрочем, уже ясно, что следующая Дума состоять будет из 50 депутатов, из них 25 народ выберет по одномандатным округам и столько же по партийным спискам. Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата не может превышать 3 млн. рублей, а избирательного объединения – 30 млн. рублей. Но это как раз вопрос спорный. Как и барьер для прохождения партии – 5 или 7 процентов? Пока записано 7%. Губернатор рекомендует 5%, как на федеральном уровне. Как будет, увидим. А также ждем решения судьбы графы «против всех», которую хотят отменить как «неконструктивную критику». Глава ЦИК РФ А. Вешняков вчера подтвердил, что не исключает возможности отмены «противной» графы на выборах всех уровней.
Кроме того, депутаты внесли поправку в Устав Ставропольского края. В случае досрочного прекращения полномочий действующей Думы новые выборы теперь могут проводиться не через три месяца, а не позднее чем через полгода. Основной закон края просто надо привести в соответствие с федеральной базой, отметил председатель комитета по госстроительству А. Батурин. Тем не менее сам процесс голосования получился нервным – вручную, после того как с третьей попытки стало ясно, что одну кнопку кто-то не нажимает…
Жаркие дебаты разгорелись и при обсуждении изменений в краевой закон «О господдержке СМИ». В числе прочих поправок была там и одна странная. Чтобы, так сказать, упростить процедуру принятия краевого реестра СМИ, краевой комитет по печати предложил исключить из нее… Думу. Разумеется, предложение не прошло.
- Чем вам так не нравится Дума?! – вопрошал вице-спикер К. Храмов.
За окнами грянул гром.
Ю. Гонтарь сообщил, что при потребности в 45 млн. рублей на господдержку прессы выделено лишь 20 млн., поэтому вопрос, собственно, в другом - если Дума устранится, будет ли от этого лучше СМИ? Не будет – убеждены журналисты, просто кое-кто давно мечтает их подмять под себя. В связи с важностью темы председатель бюджетного комитета ГДСК А. Яшкунов предложил обсудить вопрос о финансировании главных СМИ края отдельной строкой бюджета.
Кроме того, депутаты утвердили основные направления промышленной политики на территории Ставрополья до 2010 года. Документ направлен на сохранение и дальнейшее развитие индустрии, дающей около четверти валового регионального продукта, и смещает акценты в сторону добычи и переработки имеющихся в крае полезных ископаемых, а также переработку сельхозпродукции. В то же время, по мнению депутатов, мало внимания уделено промышленности стройматериалов, а Ю. Гонтарь попросил исполнительную власть работать прицельно, с учетом снижения безработицы на селе, особенно в восточных районах.
Неожиданно выпрыгнула и другая тема – кризис в краевой алкогольной отрасли. Если верить В. Коваленко, то за первый квартал на Ставрополье не выпущено ни одной легальной бутылки водки, практически парализовано производство вин, акциз с которого, между прочим, идет в региональный бюджет, и в то же время на территории края продано на 2,5 млрд. рублей спиртного. Получается, мы отдаем акцизы другим территориям. «Мы стали торговой точкой для продажи чужой алкогольной продукции», - печально резюмировал Ю. Гонтарь. Тему решено изучить и поднять снова, уже комплексно.
И, наконец, сразу в двух чтениях парламентарии приняли закон «О патронатном воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ставропольском крае». Он вступит в силу с 1 января 2007 года и, очевидно, будет иметь большое социальное значение. На Ставрополье уже четыре патронатных семьи, и обе ветви власти надеются, что эта новая форма будет развиваться.