00:00, 8 июня 2006 года

Трещина – символ раскола

Злополучная трещина в доме №25 по Льва Толстого появилась давно. Была она маленькая-маленькая, каких много в российских многоэтажках. И вот за один день выросла.

Природная стихия здесь ни при чем. Подвал дома давно выкуплен под офис, и по требованиям противопожарной безопасности там понадобился запасный выход. Только когда в начале мая начались работы по его устройству, жильцы дома узнали о появлении у них нового «соседа». Совместными усилиями они добились временного прекращения работ. Но трещина, уже «поползла» по стене к квартирам.

Дело в том, что в 2003 году на аукционе, который проводила городская администрация, подвал дома был куплен ОАО «Агростройсервис» для оборудования офиса (кстати, по новому Жилищному кодексу такие операции без согласия остальных собственников уже недопустимы). Оформив все необходимые документы, руководство фирмы приступило к обустройству на новом месте. Что и вызвало недовольство жильцов.

– Нас не спрашивали, не предупреждали! А в подвале и бойлерная, и коммуникации в аварийном состоянии, все течет. Еще вот трещина увеличилась, – жалуются обитатели пятиэтажки № 25 по улице Льва Толстого.

Сейчас они пишут письма и посылают запросы во всевозможные инстанции. В борьбу включился городской протестный комитет по борьбе с незаконными застройками. Но ответ по-прежнему один: по-человечески жильцов понимаем, а по документам у предпринимателя Дорохова все законно.

– Если я не смогу заручиться поддержкой жильцов, придется мне идти на нарушение норм и требований безопасности, – понимающе говорит директор ОАО «Агростройсервис» Дмитрий Дорохов. – Оставлю один вход в подвал, пожарного не будет.

Предприниматель обещает также привести в порядок коммуникации дома, укрепить конструкцию фундамента. Заявляет, что обеспечит доступ в подвал аварийным службам.

Хорошо, если так и случится. Но это, честное слово, другие вопросы не снимает. Неужели официальные документы и разрешения подписываются чиновниками с закрытыми глазами? Ведь человеку, даже не сведущему в строительстве, понятно, что прорубать выход в той стене опасно. Это может привести к аварийной ситуации. Тем не менее разрешение на устройство выхода было беспроблемно подписано в комитете градостроительства. Сейчас Д. Дорохов подал документы на продление разрешения и ожидает положительного результата. Имеется у него и еще один аргумент. Выкупленный подвал теперь является частной собственностью. Дорохов – полноправный хозяин, и у него – все документы на переоборудование помещения. И неважно, что коммуникациями одних теперь владеет другой. Он же с разрешения вышестоящих подвергает опасности, по крайней мере, целый подъезд пятиэтажки… В общем, такой «законный» замкнутый круг. А за его пределами остаются жильцы дома со своими интересами, правами и проблемами.

Справедливо теперь задать извечный русский вопрос – что делать? По словам специалистов, собственник подвала обладает теми же правами, что и жильцы дома. В соответствии с новым Жилищным кодексом, он несет солидарную ответственность за техническое состояние коммуникаций дома. Отстаивать свои интересы жильцам придется, видимо, только в суде. Но для большей эффективности борьбы, советуют эксперты, желательно выбрать способ управления домом.