На языке архитекторов
Начал Петр Константинович с примера. В 2000 году администрация города Ставрополя выставила на тендер земельный участок вдоль улицы 45-я параллель с надеждой, что застройщики возведут здесь единый жилой комплекс с развитой «социалкой». Архитекторы разработали эскизный проект, но радующего глаз уголка, о котором мечтали разработчики и администрация, не получилось. Законы сегодня позволяют собственнику земли строить на ней что угодно.
– Все наши проблемы – следствие стремительного перехода страны в капитализм и несовершенства законодательства, – заключил Петр Маркатун. – Капитализм в России уже не отменить, а вот законодательную базу совершенствовать можно и нужно.
Об этом и будут говорить главные архитекторы городов на очередной встрече. Как считают многие из них, основные проблемы в градостроительстве возникают по той причине, что по закону вопросы землепользования начали решать раньше архитектурных. За основу была взята американская модель.
– Но менталитет американского и российского общества разный. Там человек, получая какие-либо права, осознает и меру своей ответственности. У нас – пока еще нет. Вот и получается, что на участке, выделенном под индивидуальное жилищное строительство, возводится двадцатиквартирный дом, а вместо детской площадки «вырастает» магазин, – отметил Петр Маркатун.
Как следствие – многочисленные митинги и пикеты горожан. Избежать их можно, законодательно определив правила игры и меру ответственности застройщика за их несоблюдение.
Журналисты подняли вопрос о хаотичной застройке города. Главный архитектор Ставрополя с такой формулировкой не согласился:
– То, что сегодня жители называют хаотичной застройкой, на языке архитекторов имеет вполне определенный термин: «точечная застройка с целью эффективного использования муниципальной земли». Вообще, градостроительство – это жесткая хирургия. Результаты ее будут заметны немного позже.
Как было объявлено журналистам, в ближайшее время темпы строительства жилья в городе будут сбавлены. Это связано прежде всего с прогнозируемым ростом цен на жилье. Стоимость квадратного метра будет расти в связи с освоением окраин города, куда придется вести дорогостоящие коммуникации.
Другая не менее важная проблема практически всех городов – резкое увеличение частного транспорта. Советская концепция архитектуры была рассчитана на развитие общественного. Сейчас городская дорожная сеть еле справляется с интенсивным автомобильным движением. В центре Ставрополя катастрофически не хватает мест для автостоянок. Возможно, предположил Петр Маркатун, придется даже «урезать» бульвар по проспекту Карла Маркса.
Основная же задача будущего заседания совета главных архитекторов субъектов РФ и муниципальных образований страны – определение совместных мероприятий и конкретных действий для реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».
В рамках будущей встречи пройдет также традиционная церемония награждения почетным знаком «Кентавр» лучших архитекторов и руководителей администраций, активно содействующих развитию градостроительства. В честь кого небо Ставрополя озарится праздничным фейерверком, пока не оглашается, но в числе награжденных ставропольцы будут точно.