Криминальный сахар
О том, что на местном сахарном заводе происходят крупные хищения, в Изобильном не знал, наверное, лишь глухой и слепой. Слухи о том, что сладкий песок уплывает на сторону грузовиками, передавались из уст в уста, дошли они и до Изобильненского отдела УБОП ГУВД СК. Оперативники несколько раз устраивали засады, чтобы поймать воров с поличным, и наконец им повезло. 20 ноября 2003 года около полуночи с территории завода вырулил подозрительный ГАЗ-53. Машине дали отъехать на несколько сот метров от завода и остановили. В кузове обнаружили пару сотен немаркированных мешков «криминального» сахара.
Почти полгода потребовалось сотрудникам следственной части ГУВД СК по расследованию организованной преступной деятельности для того, чтобы распутать весь клубок, определить виновных и доказать роль каждого в совершенных хищениях.
Вдохновителями, организаторами и разработчиками преступных планов стали бывший грузчик ЗАО «Ставропольсахар» Игорь Д. и машинист насосной станции завода Анатолий Н. Башковитые приятели разработали простой, как все гениальное, и в то же время безотказный способ хищения сахара с родного предприятия. Но самостоятельно, без сильного «прикрытия» провернуть операцию было невозможно. Требовались помощники из числа сотрудников начальственного состава. Долго искать людей, охочих до сладкой жизни, не пришлось – план приятелей с удовольствием согласились воплощать в жизнь начальник технологической смены Валерий Е., специалист по обслуживанию систем видеоконтроля Михаил Л., охранники ЧОП «Викинг»: Игорь К., Денис Б, Александр Н. и Алексей К. Вывозить краденый сахар на своем грузовике ГАЗ-53 вызвался житель Изобильного Владимир Е.
- Наши сотрудники провели кропотливую работу по расследованию этого дела, - рассказывает начальник отдела по расследованию тяжких преступлений против собственности, совершенных организованными преступными группами СЧ ГСУ при ГУВД СК Сергей Сидоров, - выяснили роль каждого обвиняемого. Оказалось, преступники продумали все до мелочей.
Как объяснил Сидоров, каждому соучастнику отводилась строго определенная роль. Начальник технологической смены отдавал приказ рабочим упаковочного цеха паковать энное количество сахара в отдельную тару. Это делалось для того, чтобы при ревизии не всплыла недостача мешков с заводской маркировкой. Затем наступала очередь сотрудников «Викинга» - они обеспечивали беспрепятственный въезд на территорию «своего» грузовика, а после загрузки – такое же незаметное «отступление». Видеокамеры, фиксирующие все происходящее на заводе, «обезвреживал» специалист по их обслуживанию Михаил Л. Он, изготовив дубликат ключей, проникал в кабинет видеоконтроля и в моменты, когда не происходило ничего криминального, производил запись обстановки на территории предприятия. А во время совершения хищений воспроизводил на мониторах систем видеоконтроля эти «спокойные» записи. То есть в то время, пока ГАЗ нагружали ворованным сахаром, все мониторы транслировали картинку «В Багдаде все спокойно», вводя в заблуждение не задействованных в аферах сотрудников охраны. Роль отцов-вдохновителей аферы Игоря Д. и Анатолия Н. сводилась, кроме идейных разработок, к погрузке похищенного на машину. С сентября по ноябрь 2003 года воры похищали сахар шесть раз: пять раз было похищено 200 мешков на общую сумму 140 тысяч рублей, а в последний раз 199 мешков «песка» на сумму 139 440 рублей. За три месяца каждый из девяти участников воровской шайки «заработал» в среднем около 80 тысяч рублей.
Судебное разбирательство по делу длилось около двух лет. Подсудимые обвинялись в преступлении, предусмотренном п. «а», ч. 4 ст. 158 УК РФ (кража, совершенная организованной группой). Первоначально любителям сладкой жизни грозил срок до 10 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Однако суд учел, что все участники преступления характеризуются положительно, ранее не судимы, а шестеро из них имеют на иждивении малолетних детей и, согласно смягчающим обстоятельствам, назначил «сахарным ворам» наказание в виде условного лишения свободы на срок от двух до пяти лет.