Километры службы
Ветеранов, выслуга которых внушает трепет и уважение, в бригаде немного. Старший прапорщик Александр Кузьменко, или Никитич, как его величают сослуживцы, слывет в части старожилом. В армии он уже 31 год, но уходить в запас не торопится, говорит, молодежь требует воспитания. В автомобильной бригаде старший техник Кузьменко начинал служить еще в Германии, где поначалу дислоцировалась часть. Хорошее было время, вспоминает он. К советским защитникам Отечества в стране поверженного фашизма относились вполне сносно. А в начале 90-х автомобильную бригаду вывели на Ставрополье.
При столь внушительном пути, который Александр Кузьменко проделал вместе с частью, с карьерным ростом у него как-то не заладилось. Когда была возможность немного подучиться и получить лейтенантские погоны, махнул рукой, мол, еще успею. А после - времени уже не нашлось. Товарищ, с которым начинали служить, генералом стал, а Никитич так и остался старшим прапорщиком. Но Кузьменко об этом нисколько не жалеет. Династия-то складывается. Жена работает писарем в технической части бригады. Теперь на верный путь сына наставляют. Он по стопам родителей пошел: служит здесь же, в автомобильной бригаде – уже старший лейтенант.
За время обеих чеченских кампаний, в которых волей-неволей участвовала 44-я автомобильная бригада, Александр Кузьменко исколесил республику вдоль и поперек. Караваны большегрузных автомобилей особо привлекательные мишени для боевиков. Всеми силами они старались заполучить материально-техническую подпитку, предназначенную для наших частей.
- Обстрелы случались постоянно, - рассказывает Александр Кузьменко, - к счастью, обычно удавалось отбиться собственными силами.
Но в одной из таких бандитских засад в пригороде Грозного в 2002 году погиб сержант срочной службы Юрий Ивлев. Он ехал впереди колонны в командно-штабной машине, из которой руководил движением колонны. Такой пункт управления на колесах бандиты стараются уничтожить прежде всего. А еще раньше, в первую чеченскую кампанию, в Ханкале снайпер смертельно ранил командира 44-й автомобильной бригады полковника Владимира Зайкова. А говорят, тыловая часть!
Теперь, когда в некогда «горячей» республике стало спокойнее и численность войскового контингента поубавилась, командировки туда для военнослужащих автомобильной бригады прекратились вовсе. У войсковых частей, что остались оберегать мир и спокойствие в Чечне, есть собственные подразделения обеспечения, которые вполне справляются с доставками всего необходимого. Да и президент страны в республику «не пущает», шутят в автомобильной бригаде. Служат в ЧР исключительно контрактники, призывникам теперь даже въезд на территорию Чечни строго воспрещен.
Впрочем, по словам командира 44-й автомобильной бригады подполковника Геннадия Данильченко, доставлять грузы в Чечню военнослужащие не перестали. Правда, граница республики для них теперь - конечный пункт назначения. Там многотонную эстафету с провизией и прочим принимают другие.
А в целом работы меньше не стало. Накручивать километры приходится по всему Югу России. Военнослужащим, чье дело – «баранку крутить», не раз приходилось участвовать в восстановлении дорог и мостов после всякого рода ЧП, устранять последствия стихийных бедствий.