00:00, 17 мая 2006 года

Когда земля уходит из-под ног

Окно в космос с иностранной визой

О Байконуре, где он уже 30 лет живет и работает, Леонид Баранов говорит с восторгом:

- Я бывал на космодромах и в Америке, и в других странах. Равного Байконуру нет нигде. Это было достояние всего советского народа.

Увы, после того как в 1991 году развалился Советский Союз, Казахстан тут же национализировал Байконур. С 1991 по 1994 год там были большие перебои и со светом, и с отоплением, и с водой. Но даже в это тяжелейшее время ни одна космическая программа не была сорвана. А потом удалось заключить договор: правительство Российской Федерации взяло Байконур в аренду на 20 лет. В прошлом году два президента подписали соглашение, по которому срок аренды космодрома продлен до 2050 года.

Сегодня Байконур – это современный благоустроенный город с населением в 70 тысяч человек и стартовыми комплексами, расположенными на территории в семь тысяч квадратных километров. И хотя там живут и работают российские граждане – это уже заграница со всеми ее атрибутами: визами, таможенным и пограничным контролем.

Щит Родины

К 1955 году атомная и водородная бомбы уже были испытаны. Необходимо было разработать средства их доставки. Эту крайне сложную задачу поручили ОКБ-1 Сергея Королева. Его ученик и последователь Вячеслав Филин рассказал участникам встречи, насколько сложно было выполнить это поручение политического руководства страны. Требовались совершенно иные двигатели, способные работать в безвоздушной среде, совершенно иные системы управления и т. д., и т. п.

Первые испытания проводили на полигоне Капустин Яр в приволжских степях, а когда второго июня 1955 года вступил в строй Байконур, основную часть работ С. Королев перенес в Казахстан. Именно с космодрома Байконур 15 мая 1957 года стартовала первая советская баллистическая ракета, способная нести ядерный заряд. Правда, пуск был аварийный, но все обошлось...

И сегодня с Байконура ракеты уносят в космос десятки военных спутников, которые обеспечивают информацией все виды и рода войск не только России, но и некоторых стран СНГ. Как утверждает генерал-лейтенант Л. Баранов, использование полученной из космоса информации едва ли не вдвое повышает эффективность артиллерии и оперативно-тактических ракет.

Ключ от кнопки «вселенская катастрофа»

Ветераны Байконура спросили насчет нашумевшей статьи в американском журнале: якобы США достигли в ядерных вооружениях такого подавляющего превосходства над Россией, что могут, не опасаясь ответного удара, уничтожить весь ее стратегический потенциал. Леонид Баранов признал: в результате соответствующих соглашений в нашей стране было уничтожено значительное количество ядерного оружия. Только на Байконуре демонтировали 27 стратегических ядерных ракет, а шахты, где они находились, взорвали и засыпали. Тем не менее и сегодня у России столько ядерного оружия, что его хватит, чтобы несколько раз уничтожить все живое на планете. Сейчас любая термоядерная война – это самоубийство человечества.

- 30 лет назад я принимал участие в испытаниях ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, - сказал генерал-лейтенант Л. Баранов. – И мне до сих пор снятся кошмары: я стою на командном пункте в 20 километрах от места взрыва, и вдруг земля начинает уходить из-под ног...

Совершенно уверен, что американцы не будут применять ядерное оружие против России, и Вячеслав Филин. Во-первых, им есть что терять. Во-вторых, тот, кто достиг определенного уровня цивилизации, прекрасно понимает: применение ядерного оружия приведет к вселенской катастрофе. Поэтому-то обоснованна боязнь, что ядерное оружие попадет в руки безответственных правителей тех стран, где уничтожение людей другой веры и другого образа мышления считают благом.

«Буран» - буревестник разрядки

Вячеслав Филин имеет самое непосредственное отношение к беспилотному полету многоразового космического корабля «Буран». Это был наш ответ на полет американского «Шаттла». Как пояснил конструктор, и тот, и другой аппараты были созданы по заказу военных ведомств. Их главное предназначение: устанавливать и снимать с околоземной орбиты космическое оружие. Создав «Шаттл», американцы почувствовали себя хозяевами положения. Они могли делать на орбите все, что заблагорассудится. Но появился «Буран» - и их спесь как рукой сняло.

- Те, кто работал тогда в РКК «Энергия», считают, что, создав систему «Энергия» - «Буран», которая позволила на равных разговаривать с американцами, они дали толчок процессу разрядки и ядерного разоружения.

Земля. Она так мала и хрупка...

Каждый день мы наблюдаем взрыв огромной термоядерной бомбы, которой, по сути, является Солнце, заметил Вячеслав Филин. Наряду со светом и теплом оно излучает и смертоносные заряженные частицы. Нашу планету спасают радиационные пояса, которые улавливают эти частицы. Впервые эти пояса изучили спутники, сконструированные в ОКБ-1, где работал Вячеслав Михайлович.

Другая защита нашей крохотной планеты – так называемый озоновый слой. Уже возможно создание пучкового оружия, которое как бы убирает озон над какой-то местностью, и тогда жесткое солнечное излучение способно убить там все живое. Но ученый считает совершенно необоснованными заявления, будто пуски ракет разрушают озоновый слой. Он лично изучал эту проблему и убедился: то небольшое отверстие, что остается после ракеты, полностью «схлопывается» в течение часа. А главное, сейчас в год Россия и Америка запускают порядка ста ракет. Зато в самом ранимом слое земной атмосферы каждую секунду одновременно находятся около 100 тысяч самолетов...

А самая большая проблема для нашей планеты, по мнению Вячеслава Филина, – это захоронение отработанного топлива АЭС. В год атомные электростанции производят не менее 80 тонн особо опасных радиоактивных отходов. Период их полураспада достигает миллиона лет. Зарыть их глубоко в землю? Но она «дышит», ее сотрясают землетрясения. Опустить на дно океана, в десятикилометровую Марианскую впадину? Но и там невозможно надежно захоронить радиоактивные отходы. Единственное спасение, считает ученый, – космос. Контейнеры с радиоактивными отходами придется размещать на орбите между Землей и Венерой или между Землей и Марсом.

Без Байконура не будет Гагариных

За аренду космодрома Байконур Россия выплачивает Казахстану по 115 миллионов долларов в год. Деньги немалые, но другого выхода у нашей страны нет, считает Леонид Баранов. На территории Российской Федерации существуют два космодрома: Свободный в Амурской области и Плесецк в Архангельской. Свободный был создан по указу Б. Ельцина на базе 27-й ракетной дивизии. Его задача – запускать малые космические аппараты на баллистических ракетах, которые снимают с боевого дежурства. Выполнили четыре пуска, убедились, что эта затея была не продумана – слишком дорого и малоэффективно. Поэтому принято решение законсервировать космодром Свободный. Остается Плесецк. Его развивают, к 2015 году планируют создать там ракетный комплекс «Ангара», но...

- С точки зрения астрономии, физики, небесной механики, ни сейчас, ни в обозримом будущем ни с одного космодрома на территории Российской Федерации невозможно будет запустить пилотируемый космический корабль, - подводит черту Леонид Баранов. – Россияне в космос могут летать пока только с Байконура.