Геннадий КЛЮШНИКОВ

Придание жилищной программе статуса национального проекта активизировало деятельность в этом направлении всех властных структур – федеральных, региональных и муниципальных. Усилия краевой власти прежде всего направлены на государственную поддержку инвестиционной и предпринимательской деятельности. В настоящее время изучен опыт работы с инвесторами на примере Чувашии, ведутся переговоры с рядом банков. Идет в крае и работа по изменению краевых законов об инвестиционной и промышленной деятельности, рассматривается вопрос содействия инвесторам и предпринимателям, занятым в строительстве жилья, по принципу «единого окна».

Для того чтобы сделать жилье по-настоящему доступным, необходимо его построить много (причем – не допуская значительного удорожания квадратного метра) и наряду с этим продолжить развитие рыночных отношений в жилищно-строительной сфере. Буквально от всех – банкиров, предпринимателей, научных работников, муниципальных и региональных властей – зависит успешная реализация поставленных задач. Одни в состоянии предлагать инновации, другие – содействовать росту платежеспособного спроса населения, третьи – эффективно управлять всем процессом. Убежден, все предпосылки для успеха у нас есть. Для реализации национального жилищного проекта на Ставрополье разработаны и утверждены концепция и план. Определены ответственные за это должностные лица, в т. ч. в муниципальных районах и городах, а также создан межведомственный совет.

По словам первого вице-премьера российского правительства Дмитрия Медведева, «реализация проектных инициатив и движение по ним зависят от самих территорий», в том числе и по выделению средств на софинансирование. Реалии таковы: бюджетных денег не хватает, поэтому необходимо подключать все рыночные механизмы, концентрировать залоговый потенциал и направлять потоки на строительные программы, в первую очередь через пилотные проекты по созданию рынка доступного жилья. Поэтому сейчас мы ведем диалог с муниципалитетами, с конкретными строительными организациями, где и как будем строить, готовы ли строители, какова потребность в жилье в отдельно взятом городе или районе и что нужно сделать, чтобы начало было положено как можно быстрее.

Анализ показывает, что количество предприятий строительного комплекса за последние годы выросло. В крае накоплен опыт передовых технологий, в том числе и по линии быстровозводимого жилья. Например, компания «Евродом» из Невинномысска использует технологию монолитного домостроения, которая в два-три раза сокращает сроки строительства и позволяет вести круглогодичный цикл работ. Есть договоренность с представителями фирмы SAMESOR о возможности изготовления автоматической линии по производству быстромонтируемых конструкций. Если их выпуск поставить на поток, то даже при работе в одну смену изготовление коттеджей вырастет в пять раз. Причем по стоимости – это недорогое жилье и качественное. Его можно рассматривать как вариант реализации программ, касающихся переселения граждан из ветхого и аварийного фонда, а также для строительства в сельской местности. Интересны предложения и у ООО «Свирь-Таник» по технологии каркасно-модульного домостроения, которая позволяет за короткие сроки строить индивидуальные коттеджи, многоквартирные малоэтажные дома. Монтаж дома площадью в среднем 120 кв. м осуществляется за восемь часов, стоимость кв. метра – шесть тысяч рублей. Без больших финансовых затрат это можно внедрять во многих районах края. По данной технологии уже построены дома в городах КМВ, ряде соседних республик.

Требует особого внимания возрождение собственного производства строительных материалов, внедрение проектов, направленных на расширение стройиндустрии. В настоящее время местные производители лишь на 60% обеспечивают своими материалами возросшие объемы строительно-монтажных работ. Отмечу, что развитие стройиндустрии решает и ряд социальных проблем, в том числе – занятости населения. Одно рабочее место в строительстве дает от шести до восьми рабочих мест в других отраслях – срабатывает мультипликативный эффект.

Правительство края и далее будет содействовать становлению новых предприятий малого бизнеса, особенно в промышленности, строительстве, сфере услуг. Если их будет много, то совместными усилиями власти и бизнеса будет гораздо легче решить жилищную проблему, вопросы стоимости квадратного метра жилья и выдачи ипотечных кредитов. Кстати, в этом году за счет всех источников кредитования планируется выдать жилищных кредитов на сумму более полутора миллиардов рублей.

Проблема, касающаяся почти всех регионов, – процедура предоставления местными властями земель компаниям-застройщикам. Министерством ЖКХ подготовлены документы на участие в конкурсном отборе трех земельных участков в Ставрополе и Пятигорске. Идет разработка технико-экономических обоснований земельных участков под развитие коммунальной инфраструктуры в Благодарном и Георгиевске.

Но на сегодняшний день работа тормозится из-за отсутствия нормативных актов федерального уровня. Кроме того, подпрограмма «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой для жилищного строительства» требует особого подхода. Там не закладываются конкретные суммы со стороны федерального уровня, а только – гарантии под предоставление кредитов не более чем на три года. В краевом бюджете на софинансирование краевых гарантий заложено 40 млн. рублей, плюс от ряда банков получено подтверждение о намерении принимать участие в кредитовании.

Стоит также задача ликвидации ветхого и аварийного жилья. Работа по переселению из него граждан в крае продолжается, по этой программе в краевом бюджете на 2006 год предусмотрено 24,1 млн. рублей. Задача переселения из ветхого и аварийного фонда крайне важна, поскольку в крае в таких квартирах проживают более 35 тыс. человек.

Но даже при самой идеальной законодательной и нормативной базе, при сверхдостаточном финансировании нацпроект может не состояться, если не сработает добросовестный исполнительский механизм.

,