00:00, 29 апреля 2006 года

Шабаш в вальпургиеву ночку

Теплая предмайская ночь. Гора Броккен в Германии. Лысая гора, что под Киевом. Ведьмы в обнимку с чертями пьют странные напитки из коровьих копыт и лошадиных черепов, бешено пляшут вокруг костра, со всех сторон «приземляются» опоздавшие гости на метлах, вилах, верхом на козлах. Это не отрывок исторического романа. Так 30 апреля празднуют Вальпургиеву ночь. Не ведьмы, конечно. Хотя, кто их знает…

Кто бы что ни говорил, среди людей всегда найдутся мечтательные реалисты или верующие атеисты. А языческое прошлое предков у нас просто в крови. Мы знаем, что главенствующая роль в нашем обществе принадлежит науке, но, идя на экзамен, берем с собой чеснок, или хотя бы вешаем булавку с внутренней стороны одежды, смотримся в зеркало, вернувшись за забытой вещью. И даже, избавившись от предрассудков и примет, праздников мы не забудем никогда. Иначе жить станет ну очень-очень скучно.

Праздник 30 апреля назван в честь святой Вальпургии, которая была аббатисой монастыря в Хайденхайме, городке в Баварии. Неисчислимые добродетели и сверхъестественные чудеса принесли ей славу. Каким образом имя святой стало символом ведьминского праздника? В многочисленных церквях ее изображают с тре-угольным зеркалом в руках. Существует легенда, что однажды в конце апреля в лесу крестьяне видели убегающую от охотников девушку с зеркалом в руке, которое показывало будущее. Крестьянин помог ей спрятаться в куче зерна, а наутро обнаружил, что его рожь превратилась в золото. Охотники олицетворяют зиму, убегающая девушка - весну. Прямая связь с языческими легендами, и никакого отношения к христианским святым. Вальпургиева ночь была языческим праздником, посвященным плодородию, и одним из главных шабашей, отмечаемых ведьмами. Так в очередной раз языческие и христианские узоры сплелись в одно полотно, и праздник нечисти получил имя праведницы.

В те далекие призрачные времена эти странные женщины с непростыми возможностями и транспортным средством в виде метлы, также собирались на горе. Музыканты сидели на деревьях, держа в руках череп лошади, будто волынку или скрипку, играя смычком в виде кошачьего хвоста. Посредине была черная каменная плита-алтарь для Сатаны. Рассказы о пиршествах и оргиях нечистой силы, о дьяволе в виде черного козла с человеческой головой, наводили панику на жителей, которые разжигали костры, отпугивающие злых духов, и наглухо запирали окна и двери.

Кто-то может возразить, что это исконно европейский праздник. Но во многих произведениях русских классиков есть упоминания и о шабашах, ведьмах и даже Лысой горе, почерпнутых из народного творчества. Считается, что первым русским, совершившим восхождение в Вальпургиеву ночь на вершину Лысой горы, был Петр Первый. Вспомним, что он при росте 201 см носил обувь 39-го размера. Некоторые современники Петра объясняли это тем, что под обувью у царя скрывались не человеческие ноги, а дьявольские копыта...

Сегодня празднующие пытаются воссоздать атмосферу древности. Все не так страшно, как раньше, под масками скрываются люди, метлы не летают. Дебоши устраивают только сатанисты. Но это уже психические расстройства. А всем желающим поучаствовать в импровизационном театральном представлении, добро пожаловать на Лысую гору в ночь на 1 мая.

Виолетта РЯБКО