Деградация
Поводом для проверки стали многочисленные обращения жителей краевого центра и Шпаковского района с просьбами помочь предотвратить повсеместное уничтожение зеленых насаждений и заставить местные власти убрать мусорные свалки. Как показал рейд, эти проблемы во многом связаны с возведением строительных объектов. Характерный пример - ситуация возле дома № 12 по улице Космонавтов в Ставрополе. Когда жители узнали, что на месте их любимого «зеленого уголка» будет строиться новое здание, то решительно воспротивились подобной «подмене ценностей», начали стучаться во все инстанции. И тогда, по словам жильцов, их решили… подкупить. «Всенародное согласие» застройщики оценили в 200 рублей на каждого жителя дома - в качестве компенсации за неудобства. Но люди от денег отказались.
- Мы думали, - рассказывает одна из жительниц «обиженного» дома, - что добились справедливости и наши деревья не тронут. Какой там! Спустя некоторое время все мы обнаружили в своих почтовых ящиках по сто рублей и какой-то квиток об оплате. Что это – не знает никто. А затем началась вырубка.
Но это не единственная проблема здешнего жилого комплекса. В нескольких шагах находится Мамайский лес, где берет начало одноименная речка. И то, что здесь творится, иначе как варварским уничтожением природы не назовешь.
- Вы сами видите, - говорит заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды СК Ирина Меркулова, - исток реки Мамайки и прибрежная зона захламлены строительными и бытовыми отходами. Кроме того, сюда сливаются неочищенные ливневые стоки со всего юго-западного микрорайона. Страшно представить, чем это может закончиться для жителей Ставрополя. Речь идет не только о деградации природной среды, но и санитарно-эпидемиологическом благополучии городского населения.
Речка Мамайка и вправду превратилась в некий сборник нечистот, «приютив» на своих берегах не одну свалку. Но проблема - шире. Многочисленные мусорные кладбища раскинулись во всех трех районах города, а возле ретрансляторной вышки и мемориала «Танк» участники рейда зафиксировали сразу две стихийные свалки.
Следующим пунктом внимания экологического дозора стал поселок СНИИСХ, жители которого не хотят закрывать глаза на творящийся на его территории лесорубный беспредел. Расположенная в центре микрорайона лесополоса нещадно вырубается. От тополиной аллеи остались только два ряда пней. Как рассказал начальник отдела анализа окружающей среды минприроды края Борис Баратов, на территории поселка вырублены деревья, которые могли быть частью ландшафтного комплекса в течение последующих ста лет. Кроме того, уничтожен так называемый подрост деревьев, который составлял единое целое с дендропарком.
Недовольные жители поселка год назад написали письмо главе администрации Михайловска Александру Лунину, под которым поставили подписи около ста человек.
- Лунин заверил нас, - рассказали корреспонденту «СП» жители поселка, - что на месте лесопосадки будет благоустроенная парковая аллея. Однако мы этому не верим. Паспорта объекта никто не видел. Ходят слухи, что на месте аллеи будет строиться развлекательный комплекс. А попросту говоря – зал игровых автоматов. СНИИСХ – это научный сельскохозяйственный центр федерального значения, и подобное самоуправство здесь недопустимо.
За экологической экспертизой, как мы выяснили, никто не обращался. Компенсационной высадки деревьев тоже не производилось. То есть возмущение жителей вполне оправдано.
С нынешнего года у министерства природных ресурсов и окружающей среды СК существенно расширились полномочия, и в настоящее время формируются комплексные отделы по осуществлению государственного экологического контроля.
- Это позволит нам значительно повысить эффективность проверок с целью выявления нарушений экологических требований, - продолжает Меркулова. - Материалы по выявленным во время рейда фактам мы направим руководителям соответствующих органов местного самоуправления для принятия мер. Если они эти предложения проигнорируют, в ход пойдут куда более серьезные санкции. Кстати, для предприятий-нарушителей сейчас предусмотрены различные карающие меры, вплоть до приостановления их деятельности.