Не бойтесь онкодиспансера
Всего несколько лет назад, - говорит главный онколог края Виталий Криштопин, - диагноз «лейкоз» носил фатальный характер: больные в большинстве своем умирали, не прожив и двух лет после обнаружения болезни. А сейчас положение в корне изменилось. В специализированном гематологическом отделении нашего диспансера врачи научились бороться со многими злокачественными заболеваниями крови. Появились пациенты, полностью излечившиеся, к примеру, от острого лейкоза. И уже есть немало больных, которые, пройдя курс лечения, нормально живут и работают, продолжая оставаться на диспансерном наблюдении.
Особенно заметен прогресс в лечении гемофилии – тяжелого наследственного заболевания, связанного с нарушением свертываемости крови. Теперь благодаря принятой в прошлом году краевой целевой программе по гематологии и реализации 122-го федерального закона о монетизации льгот больные стали получать современные импортные препараты, которые помогают им избавиться от инвалидности, перестать быть обузой для родных и начать жить, учиться и работать, практически как все люди. То есть болезнь у них, как, например, у диабетиков, стала просто особым образом жизни.
- Раньше мы о таких дорогостоящих высокоэффективных лекарствах не могли и мечтать, - вступает в разговор заведующая гематологическим отделением онкодиспансера Алина Аветисян.- Больные до последнего времени были, откровенно говоря, обречены. А сейчас в российской гематологии произошел настоящий «взрыв». Ее история пишется буквально на наших глазах. И все потому, что к нам начали поступать медикаменты мирового уровня, которые в стране не производились и не производятся. Появилась возможность как в амбулаторных, так и в стационарных условиях использовать лучшие отечественные и зарубежные схемы лечения не только гемофилии, но и других опасных заболеваний крови – лейкемии, опухолей лимфатической системы.
В краевом онкодиспансере давно сложился высокопрофессиональный коллектив специалистов. Недаром Ставрополь не раз становился местом проведения международных исследований по онкологии. Здесь и раньше шел поиск новых медицинских технологий, в том числе и в борьбе с раком крови. Впервые в Южном федеральном округе было освоено, к примеру, иммунофенотипирование лимфатических опухолей, что сократило риск неточных диагнозов. Найдены новые подходы к лечению хронического миелолейкоза. Внедрено несколько оригинальных методов контроля за ходом проводимой лекарственной терапии и профилактики кровоизлияний. Все это вместе с использованием эффективных препаратов привело к снижению смертности и инвалидизации больных, повысились их выживаемость и качество жизни, меньше стало пациентов с тяжелыми формами болезни.
Сыграло положительную роль и укрепление лечебно-диагностической базы онкодиспансера. Только за последний год за счет краевого бюджета и федеральных субвенций удалось значительно обновить реанимационную и лабораторную аппаратуру, пополнить оборудованием многие другие отделения.
Продвинулись вперед в оснащении и гематологи: к примеру, у них появились швейцарские иглы для забора костного мозга, набор уникальных реагентов для гистохимических анализов при обнаружении лимфом и другое.
- Словом, не все так плохо сейчас в онкологии, - заключает В. Криштопин, - как кое-кому кажется. Уже нет прежней безысходности, прибавилось оптимизма и у врачей, и у пациентов. В 2005 году ставропольские онкобольные-льготники по 122 федеральному закону впервые получили импортных лекарств на сумму, превышающую 25 миллионов рублей. В среднем каждый рецепт обошелся в 9700 рублей. Разве могли бы эти люди приобрести такие дорогостоящие лекарственные средства на собственные деньги? Поэтому нас очень беспокоит, что некоторые пациенты поторопились взять 470 рублей и отказаться от так называемого соцпакета. Вот сейчас к нам поступила больная, которой требуется курс лечения препаратом стоимостью 160 тысяч рублей. Его у нас в стационаре нет, а в аптеке он есть. Но женщина отказалась от соцпакета и купить лекарство не в состоянии. И таких случаев немало. Мы хотели бы посоветовать больным не спешить с отказом от соцпакета. А еще – не бояться онкодиспансера…