Воровство или политика
Они подозреваются в мошенничестве (ст. 159 УК РФ) и легализации денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем (ст. 174 УК РФ) в составе группировки, куда входил бывший управляющий Ставропольским филиалом «Банка «Менатеп» СПб» Игорь Бабенко. Уголовное дело по факту мошеннических действий в отношении имущества «Менатепа» было возбуждено 13 мая 2005 года. Тогда речь шла о 118 миллионах 950 тысячах рублей. Как отмечала пресс-служба краевой прокуратуры, денежные средства, не обеспеченные реальными активами, зачислялись на счета клиентов банка без фактического внесения их в кассу с последующим обналичиванием или переводом на счета других юридических лиц.
Сферой приложения сил финансовых махинаторов был топливно-энергетический комплекс. По версии правоохранительных органов, руководители «Русского газа» и «Русского газа-Юг», выступая в роли посредников между поставщиками газа и производителями электроэнергии, во время взаимозачетов занимались хищениями денежных средств, а также затягивали перевод денег, превращая их в ликвидные векселя, имеющие хождения на всей территории страны. Для легализации и обналичивания этих средств были созданы свыше двух десятков предприятий, которые существовали только на бумаге, но открыли финансовые счета в Ставропольском филиале «Менатепа». Использовались и реальные, но не действовавшие фирмы, которые попросту скупались и затем использовались в мошеннических операциях.
Управляющий филиалом банка Игорь Бабенко (он объявлен в международный розыск) вместе с ранее судимым директором ООО «Архыз» и директором ООО «Амалтея» с июня по декабрь прошлого года по поддельным кассовым ордерам похитили из банка почти 120 миллионов рублей.
В настоящее время Игорю Бабенко инкриминируется то, что он, используя служебное положение и действуя в составе преступной группы, присвоил и растратил средства в сумме более 300 миллионов рублей. В июле прошлого года по ходатайству Генпрокуратуры он был задержан в Вильнюсе и помещен в тюрьму-изолятор литовской столицы. Местный суд санкционировал его выдачу России. Однако бывший управляющий обжаловал это решение в апелляционном суде Литвы. Суд начал рассмотрение апелляции, однако затем приостановил процесс, поскольку Игорь Бабенко попросил политического убежища. Свою просьбу экс-банкир аргументировал тем, что уголовное дело по отношению к нему в РФ возбуждено по политическим мотивам, и «в случае выдачи России его ждет пристрастный суд». Вопрос об экстрадиции Бабенко до сих пор не решен.
Сегодня следствие располагает данными о том, что отмыванием преступных доходов занимались четыре организатора преступной группы. Кроме двух арестованных и находящегося в Литве Бабенко, есть и четвертый член группировки. Он находится под подпиской о невыезде и дает показания по делу. У следствия есть основания полагать, сообщили в УФСБ по СК, что его роль заключалась в том, чтобы взять на себя финансовые махинации и «прикрыть» других участников группировки.
Как утверждают в УФСБ РФ по СК, легализация преступных доходов проводилась за счет скупки контрольных пакетов акций предприятий. Среди потерпевших – Санкт-Петербургский «Менатеп» (ущерб 140 миллионов рублей), ОАО «Ставрополькрайгаз», ОАО «Ставропольская ГРЭС» и другие предприятия топливно-энергетического комплекса Ставрополья.