Очистили могилы и души
C годами вырос внушительный холм. По предварительным прикидкам, мы, семь мужиков, перетаскали за ограду кладбища не менее пяти тонн разлагающихся отходов. Почти весь день потратили. Хотя обычно на то, чтобы оправить могилки (так у нас в станице говорят), уходит часа три. Но что поделаешь, неприятно навещать ушедших в небытие родных, когда рядом с их последним пристанищем горы мусора высятся. Стыдно как-то…
Нет, могилы родственников всегда были обихожены. Но ведь там, где мусор бросают, тоже чьи-то предки лежат. Станице двести с лишним лет. Кладбище на одном и том же месте. Вдруг усопшие все это видят и от этого страдают, особенно в Святое Воскресение?
Лет десять назад на станичном погосте был порядок. Престарелый казак Василий Иванович Ананьев добровольно взялся за обустройство вечного пристанища. Сколько кустов дикой сирени вырубил, сколько мусора вынес. Роте солдат за неделю не под силу выполнить такую работу. А он сумел. Правда, платили старому казаку из сельсоветской казны аж сто рублей в месяц. То ли обиделся он на такой мизер, то ли здоровье стало сдавать, но отказался Василий Иванович от нелегкой ноши. И начали расти меж могил мусорные холмики, постепенно превращавшиеся в холмы.
Вот мы один из таких холмов и убрали. Попотели, правда. Но, знаете, словно не только могилы, но и души очистили. Так легко стало. Даже я, закоренелый атеист, вдруг подумал, что есть над нами какие-то высшие силы, которые все видят.
Наверное, такие же силы побудили Владимира Приступу в бытность его (лет двадцать назад) председателем сельсовета обнести кладбище металлической оградой. До этого по могилам свободно бродили коровы, овцы да козы. Неприглядная была картина. Не зря, наверное, в церкви до сих пор во здравие за него свечки ставят.
А вот большинство местных жителей, да и десятки бывших станичников, проживающих в Ставрополе (родственников они хоронят в Новомарьевской), наверное, подталкивать надо. Если уж самим недосуг хлам с погоста убрать, то можно кладбищенского сторожа нанять. Была с незапамятных времен в русских поселениях такая должность. И сельсовет может немного раскошелиться, да и жители не обеднеют, если, скажем, раз в год с каждого двора по сто рублей сбросятся.
Глядишь, на душе-то и полегчает…