00:00, 8 апреля 2006 года

Хочу работать до... старости

Людям этой профессии нужны крепкая рука, острое зрение и опыт. Опыта Михаилу Захарову не занимать. Ведь начало его трудовому стажу было положено в далеком 1945 году.

Тогда, после окончания ремесленного училища, он пришел работать на «Ростсельмаш» токарем. Причем работал парнишка наравне со взрослыми. Жилось тогда нелегко. Отец погиб на фронте, в семье же было трое детей.

В Невинку Миша переехал в 1948-м. Устроился опять же токарем в автороту - предшественницу нынешнего автотранспортного предприятия. Техника в автороте, перевозившей самые разные грузы, была интересная: и трофейные итальянские грузовики, и грузовые американские «Форды», и ЗиС-5... Осенью возили зерно в хранилища, зимой - стебли конопли на пенькозавод.

Первые автобусы «ЗиС-155» появились в Невинномысске в 1956 году, тогда и возникло в городе пассажирское автохозяйство как таковое. «ЗиСы» вмещали 52 человека, причем лишь 28 из них могли ехать сидя. Интересно, что сначала автобусы ходили по Невинке, как вспоминает Михаил Захаров, полупустыми. Просто не привыкли горожане к такому виду транспорта, а потому водителям приходилось буквально уговаривать пешеходов зайти в салон. Первый же пассажирский маршрут тянулся через весь город от железнодорожного вокзала до мелькомбината.

Шли годы, менялся подвижной состав. Немало специальностей за это время освоил герой нашего рассказа. Трудился автомехаником, диспетчером, нормировщиком, начальником участка. И вот уже тридцать лет Михаил Иванович стоит у шлифовального станка. Работа ответственнейшая, тонкая. Судите сами: нужно достичь точности при обработке детали (к примеру, коленвала) в одну сотую миллиметра! В то время как человеческий волос в диаметре примерно пять сотых миллиметра.

- Я всегда своим ученикам говорил: если вчера выпил, сегодня ни к токарному, ни к шлифовальному станку не становись, - рассказывает ветеран.

Кстати, сам Михаил Захаров всю жизнь не пил, не курил, не позволял себе никаких излишеств. Потому, говорит, и сохранил здоровье. Стоит отметить, что учеников у мастера было мало. Почему? Взял он себе в подопечные как-то троих ребят. Потом уехал в командировку. Вернулся, а все разбросано, станок разболтан... Не терпел и не терпит такого отношения к делу Михаил Иванович.

На пенсии Михаил Захаров уже семнадцатый год. Но без труда себя не мыслит. Смеется: «Буду работать до старости». Да, она, старость, у этого человека где-то еще далеко впереди...