00:00, 8 апреля 2006 года

Госзаказ по-новому

C первого января вступил в действие новый федеральный закон о госзакупках № 94, внесший существенные изменения в правила игры. В связи с этим в декабре прошлого года бывший комитет по ценам постановлением губернатора был преобразован в комитет по госзаказу и ценовой политике с возложением на него функций по размещению госзаказа на поставки товаров и выполнение услуг для госнужд. Председателем назначен Игорь Перепелица.

- Игорь Николаевич, увы, но сегодня никому не надо объяснять, что обозначает слово «откат». Всем ясно, что существует некая неформальная «система» выбора поставщиков товаров и услуг для госнужд, которые готовы поделиться куском «бюджетного пирога» с порадевшим им чиновником. Способен ли новый закон поставить заслон процветающей на почве госзаказа коррупции?

- Согласен, это порочная практика. Не случайно в новом законе прописаны жесткие, императивные требования к размещению госзаказа. Они едины, как того и требует Конституция России, для всего экономического пространства и более прозрачны в плане проведения конкурсных и иных процедур, чем это предусматривалось старым законодательством. Поставлена задача привлечь к участию в торгах как можно большее количество участников. С этой целью снижена цена конкурсной документации. Теперь она не может превышать реальных расходов на печать, переплетные и оформительские работы. Раньше же зачастую цена вопроса была столь высока, что многие фирмы отсекались на самой начальной стадии. Заседания конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с конкурсными заявками будут записываться на аудиопленку, а как только появится техническая возможность, и на видео и демонстрироваться в режиме реального времени в Интернете. Срок хранения записи – три года. Если возникли сомнения, всегда можно обратиться к архиву. Закон снимает многие барьеры. Например, часто и значительно требования к финансовым показателям претендентов организаторами завышались, чтобы избавиться от нежелательных конкурентов. По новому законодательству можно буквально зарегистрировать фирму сегодня, а уже завтра принять участие в торгах. Подача заявки допускается даже на самом заседании конкурсной комиссии, анализирующей предложения претендентов. Но для того, чтобы обеспечить серьезное отношение к конкурсу, вводится понятие денежного обеспечения заявки в размере до пяти процентов от цены госконтракта. Это своего рода страховая сумма: если обязательства не будут выполнены, ее зачислят в бюджет. Предложения конкурсантов вскрываются в присутствии членов комиссии. Победить в этом «марафоне» могут только те, кто предложит самое оптимальное сочетание качества и цены.

- Новый закон предусматривает жесткую централизацию в размещении госзаказа. Насколько это целесообразно?

- Именно с этой целью и создан наш комитет. На мой взгляд, это единственно верное решение, способное «поставить» госзаказ с головы на ноги, то есть обеспечить-таки жесткий государственный контроль за расходованием бюджетных денег. Заказчик дает нам техническое задание, основные параметры, ценовые рамки, готовит смету, если, скажем, дело касается строительного подряда, а комитет проверяет предоставленную документацию, корректирует, если необходимо. Для качественного выполнения этой работы созданы отделы по основным направлениям деятельности по размещению госзаказа: строительного подряда, сектор закупок лекарственных средств и медицинского оборудования, правового обеспечения и т.д. Надо учитывать, что бюджет в этом году принят дефицитный. При таких условиях необходимо добиваться максимально рационального использования финансового обеспечения. И наконец еще одно преимущество новых правил – проконтролировать один орган проще, чем многочисленные ведомства, которые до сих пор имели право самостоятельно проводить тендеры по закупке товаров и услуг для своих нужд.

- Уж больно идеальную картину вы рисуете. Трудно поверить, что вскоре у нас будет полный порядок там, где еще недавно обман был чуть ли не главным условием.

- Гарантия тому – полная открытость. Я еще раз хочу напомнить, что любое обсуждение будет проводиться коллегиально, только под запись. В 94-м законе, например, есть такое условие: если придет ко мне как к главе комитета потенциальный участник конкурса, я не имею права его принять, а на вопрос могу ответить только официально, в письменном виде. То же правило действует в отношении всех сотрудников комитета. Новая система не позволяет поставщику или подрядчику пройти дальше канцелярии. Вводится множество ограничений и все с единственной целью - не допустить возможности сговора, нечестного проведения процедуры. Другое важное требование – члены комиссии не могут быть аффилированными лицами в отношении участников конкурса. Условия должны быть равными для всех. А победить должен лучший.

- До сих пор завышенные требования к участникам конкурса фактически сразу исключали из соревнования представителей малого бизнеса, которые тем не менее могли бы справиться с заказом не хуже крупных игроков.

- Я сторонник разбивки госзаказа на лоты, что обеспечит дополнительные возможности для малого бизнеса. Таким образом, требования к подрядчику или поставщику не будут зависеть от величины оборотного капитала. Одновременно Федеральным главком будет заведен реестр недобросовестных поставщиков. Попавшие в «черный список» на два года отстраняются от участия в закупках. Кроме того, новый закон в ряде случаев упрощает процедуру размещения госзаказа. В частности, прописана возможность осуществлять госзакупки на аукционах и товарных биржах.

- Новый закон – это увесистый труд по сравнению с прежним, состоящим буквально из нескольких страничек.

- Это закон прямого действия и никаких местных толкований не терпит, как это было раньше. Хотя, надо признать, что ряд позиций, конечно, излишне зарегламентирован: буквально шаг в сторону – считается побег. Например, не допускается никаких изменений в ценах, указанных в госконтракте. Практически трудно внести какие-либо изменения в утвержденную конкурсную документацию. Однако мы знаем, что жизнь сложнее инструкций. И все же в основном дух закона прогрессивный, нацеленный на исключение из практики нечестных приемов при размещении госзаказа. График выхода уточняющих нормативных документов расписан на весь 2006 год. Предстоит принять более 25 нормативных подзаконных документов. Кроме того, министерство экономического развития и торговли России уже готовит проект постановления о внесении изменений в 100 действующих правовых актов.

- В связи с развитием рыночных отношений цен, регулируемых государством, становится все меньше и меньше. Однако ваш блок вопросов по тарифной политике не уменьшился, а, скорее, наоборот. Ряд своих полномочий комитету передала региональная энергетическая комиссия.

- В прошлом году комитетом было рассмотрено 87 проектов тарифов, и только с каждым четвертым мы согласились и утвердили. Остальные снижены порой в два раза и более, что позволило предотвратить переплату потребителями 361 млн. рублей. Выявлен целый ряд предприятий, предоставляющих услуги систем водоснабжения и канализации самостийно, без согласования расценок. Взять хоть ПМК № 6 Буденновска, где завысили стоимость кубометра воды в 2,2 раза. Проверка выявила непомерные «аппетиты» и многих других поставщиков. Всего экономический эффект от исключения из тарифа необоснованно внесенных затрат по этим статьям составил 219 млн. рублей. «Перестарались» и перевозчики пассажиров на междугородных, городских и пригородных маршрутах. Почти две трети из 25 представленных ими проектов пришлось корректировать в сторону снижения - до 33 процентов. В целом это позволило путешественникам сэкономить 125 млн. рублей. Своим достижением комитет считает тот факт, что в первом квартале этого года тарифы на проезд в городском и пригородном автомобильном транспорте общего пользования остались без изменения.

Работа по контролю за соблюдением государственной дисциплины проводилась и на предприятиях топливно-энергетического комплекса, транспорта, коммунального хозяйства, аптечной сети. Проверено 50 хозяйствующих субъектов, и в каждом третьем из них обнаружены нарушения. Виновные наказаны. В феврале прошлого года специалисты комитета провели также ревизию обоснованности услуг ЖКХ в ряде крупных городов края. Как и предполагалось, наибольший их прирост произошел за счет увеличения заработной платы работников коммунальной сферы. Что касается обоснованности торговых надбавок, не обошлось здесь без ЧП. Из проверенных 27 торговых точек 10 нарушали установленный порядок. Словом, дел хватает. Жалобы от граждан идут потоком и в этом году. Ни одну из них без внимания не оставляем. Комитет проводит постоянный мониторинг в различных сферах, анализирует изменение рыночных цен на различные группы товаров. А в этом году, как я уже сказал в самом начале, работы прибавилось еще в связи с новыми полномочиями. Чтобы с ними справиться, увеличен штат, многие специалисты прошли обучение в столице. Но есть и вакантные места, которые будут замещаться на конкурсной основе.