00:00, 5 апреля 2006 года

От сердца к сердцу

- Алла Федоровна, каким видится вам то, что называется «образовательный комплекс Ставропольского края»?

- Я говорила об этом, когда в прошедшем январе довелось выступать на заседании краевого правительства с отчетом за работу образования в 2005 году. Есть много проблем, достаточно тяжелых, в материально-техническом обеспечении учебного процесса.

Сейчас постоянно на разных уровнях говорится о модернизации образования, о повышении его качества, переходе к новым информационным технологиям. В школы поступает мощная современная техника, и это замечательно. Но при этом стены, электропроводка, техническое состояние многих школ не выдерживают никакой критики. А это ведь тоже качество обучения! Вижу для себя на перспективу, что надо работать и с депутатским корпусом, и со своими коллегами из других министерств и ведомств, прежде всего с министерствами финансов, ЖКХ и строительства, и с представителями муниципальной власти. Все мы знаем, как тяжело формируются бюджеты - краевой, муниципальные. Но, когда каждая седьмая школа в крае - аварийная, на это нужно реагировать без промедления. А еще две трети учебных зданий нуждаются в капитальном ремонте, иначе они перейдут в разряд аварийных... Средства, выделяемые по этим статьям, невелики, но еще одна проблема в том, что они зачастую тратятся на объекты вне программ, заявленных министерством. 64 школы находятся в стадии незавершенного строительства, 36 из них – долгострой. Я обратилась к депутатам ГДСК с просьбой внимательно отнестись к предложениям нашего министерства, какие именно школы в текущем учебном году необходимо достроить, реконструировать, а значит, сконцентрировать на этих объектах средства.

- Ваше мнение об учительском корпусе края?

- К учителям Ставрополья я всегда испытывала самое искреннее, самое уважительное отношение. У меня, кстати, у самой есть педагогическое образование, опыт преподавания и в сельской школе, и в вузе. В школах края очень много опытных, знающих педагогов. Но сегодняшняя образовательная среда меняется быстро, требует владения новыми навыками, в частности, информационно-коммуникативными технологиями. И нужно честно признать, что ими владеют лишь пять процентов директоров школ края. А среди учителей, несмотря на все усилия, затраченные в последние годы, обученность ИКТ достигает 10 процентов. Здесь большая надежда на молодежь, выпускников вузов и колледжей. Они не просто быстро обучаются новым технологиям - они, можно сказать, живут в информационной среде, чувствуют себя в ней легко и естественно. И этим близки своим ученикам.

Но нельзя не сказать и об опасностях, подстерегающих на этом пути. Общение учителя и ученика должно происходить от сердца к сердцу, а не через машину, пусть и самую современную.

- В школах жалуются, что как раз в личностном общении с детьми молодые педагоги не слишком сильны...

- Есть тема, которая меня давно волнует: в программах вузов, выпускающих учителей, маловато педагогической практики. Если прийти на нее только на пятом курсе, то можно школы на всю жизнь испугаться. Вспоминаю свое студенчество: после первого и второго курсов мы по два-три месяца работали вожатыми в пионерских лагерях. Учились общаться с детьми. Была ознакомительная практика в школе на первом курсе, а на третьем-четвертом мы уже вели настоящие уроки, помогали классному руководителю и т. д. Я студенткой два месяца работала в селе Ладовская Балка Красногвардейского района, заменяла отсутствующего учителя. Это очень важно для становления будущего педагога. Два года назад мы вместе с комитетом по делам молодежи создали краевой педагогический отряд. Ребята прекрасно работали вожатыми в детских лагерях отдыха летом, а сейчас отряд становится круглогодичным. Речь идет о том, чтобы приблизить студентов к школе - к работе вместе с классным руководителем, социальным работником, психологом.

- В образовании края идут серьезные реформы, хотя они и называются всего лишь модернизацией. В частности, происходит реструктуризация школьной сети на селе.

- К сожалению, экономическая составляющая сегодня рулит социальной стороной жизни. Это не внове для нашей истории, вспомните реформы Хрущева и ушедшие под воду, уничтоженные хутора и подворья.

- Но, с другой стороны, когда в селе стоит полупустое школьное здание - нет детей, что-то же делать надо…

- Надо. Есть интересный проект, внедряемый как эксперимент в некоторых регионах страны: создание социокультурных центров в таких мельчающих поселениях, где и школа полупустая, и детского сада, считай, уже нет, а сельского клуба и подавно... Модель такова: в стенах школы, в рамках меж-отраслевого финансирования, собрать и общеобразовательные классы, и мини-детсад, и школу музыкальную, и клуб. Хороший вариант, но нужно отрегулировать законодательно финансовую сторону. Я беседовала со своим красноярским коллегой: у них этот эксперимент идет и оценивается положительно. На Ставрополье вот уже несколько лет отрабатываются другие модели: ресурсного центра, начальной школы-детского сада. Село нужно сохранить, а значит, сохранить школу, в том числе малокомплектную.

- Как вы относитесь к профильному обучению в старших классах? Оно ведь уже начинает становиться обязательным.

- Знаете, на мой взгляд, то, что предложено, это пока не профильное обучение, а углубленное изучение отдельных предметов. Многими школами оно отработано давно. Я считаю, что необходимо выходить на конкретную профессию, тогда ребенок увидит, для чего ему углублять знания по тому или иному предмету. Нужно помочь ему определиться с интересом к профессии. А для этого по-другому, чем сейчас, выстроить взаимоотношения школ и вузов, школ и колледжей.

В следующем учебном году мы собираемся открывать в районах и городах хорошо оснащенные многопрофильные центры, где у каждого подростка будет большой выбор. И там непременно должен быть технологический профиль, с упором на рабочую профессию. Таких центров планируем открыть 21.

- Вы возглавили образование в момент, когда началась реализация национального проекта. Как по-вашему, может ли он изменить к лучшему положение в отрасли?

- В качестве национального проекта я (как и многие педагоги) предложила бы серьезное повышение заработной платы всем учителям. Нельзя молодому человеку, специалисту, начинать карьеру с заработка в тысячу рублей! Давайте материально поддержим каждого педагога и тем самым повысим его статус в собственных глазах и в общественном мнении.

В крае делаются шаги для такой поддержки. Уже третий год учителям выделяются квартиры. Деньги на их покупку - это уже строчка в бюджете, и не побоюсь сказать, что это счастье наше... Мы готовим нормативную базу, чтобы уже в августе-сентябре 2006-го выплачивать выпускникам вузов подъемные не менее пяти тысяч рублей. За «красный диплом» молодой специалист получит доплату или более высокий квалификационный разряд.

Повышению учительского престижа служат педагогические фестивали в Невинномысске, которые прочно вошли в жизнь края. Традиционный конкурс «Учитель года» состоится в Ставрополе, как обычно, в апреле. Мы дополнили его краевой номинацией «Дебют». За победу в ней будут бороться молодые учителя со стажем работы до трех лет и студенты выпускники педагогических колледжей и вузов.

Возвращаясь к национальному проекту «Образование», скажу: главное, что радует в нем, это подключение общества к жизни школы.

Но тревожит инертность родителей. Немногие готовы прийти в школу, чтобы в чем-то помочь, войти в родительский комитет, попечительский совет...

В соответствии с положением национального проекта «Образование» на получение гранта учителя выдвигает общественность, в том числе родительская. А школа на звание лучшей выдвигается только родительским комитетом. И экспертную оценку будут давать не чиновники, а представители общественных организаций, среди которых и педагогические сообщества. Мне это чрезвычайно импонирует.

- Когда состоится вручение грантов?

- К 1 сентября этого года должен быть издан приказ Министерства образования и науки РФ, который утвердит окончательный список школ и учителей, получивших гранты. А в День учителя мы проведем торжественное награждение...