В зоне социальной катастрофы
Печально, но факт: преднамеренное банкротство происходит под эгидой инвестирования средств в сельскохозяйственное производство и с грубыми нарушениями федерального законодательства. Финансовый крах почти половины сельскохозяйственных предприятий края подрывает экономическую основу агропромышленного комплекса, продовольственную безопасность края, создает социальную напряженность в обществе и предпосылки для роста преступности, порождает на селе безработицу и безысходность в завтрашнем дне, отток сельского населения в город и за пределы края.
Главный источник выживания крестьян - натуральное или полунатуральное сельское хозяйство. Здесь не просто острый кризис, а стагнация и распад системы жизнеобеспечения, развал инфраструктуры. Это зона социальной катастрофы и обнищания населения. Безработица, ликвидация медпунктов, детсадов, малокомплектных школ, учреждений культуры, внутрирайонного автобусного сообщения, сферы бытового обслуживания и торговли порождают апатию. Алкоголизм тут уже не бедствие, а форма жизни.
Департамент федеральной государственной службы занятости по СК отмечает рост почти в два раза уровня регистрируемой безработицы в сельских районах (2001г.- 3,7%; 2002г.- 4,8%; 2003 г.- 6,6%). Ухудшается качественный состав кадров сельского хозяйства, обусловленный низкой закрепляемостью выпускников аграрных вузов и техникумов, которая составляет чуть более 20%. Поэтому нам необходимо более пристально рассмотреть вопросы занятости населения и принять краевую целевую программу содействия занятости сельского населения края на 2007-2010 годы, в которой важно предусмотреть конкретные мероприятия и ответственных исполнителей.
Важно еще ликвидировать необоснованную дифференциацию в заработной плате различных отраслей и секторов экономики края. Вот посмотрите: размер средней зарплаты в финансово-кредитной сфере края составляет 14 тыс. руб., в электроэнергетике - 8,1 тыс. руб., нефтедобывающей и газодобывающей отраслях – 7 тыс. руб. Самый низкий уровень зарплаты: в сельском хозяйстве – около 3 тыс. руб., лесном хозяйстве и образовании – около 3,5, здравоохранении, физкультуре и социальном обслуживании - около 4 тыс. руб. Разве сюда пойдет работать молодежь? И разве возможно удержать работника при таком вознаграждении за труд? Конечно, нет! В сельской местности и у хлебопашца, и у животновода, и у сельского учителя, и у сельского врача сегодня зарплата должна быть как минимум 10 тыс. руб. в месяц.
Но для того чтобы крестьяне столько получали, необходимо либо устранить диспаритет цен между продукцией сельского хозяйства, промышленности и топливно-энергетического комплекса, либо строго ограничить рост цен на промышленную продукцию, используемую для производства продуктов питания, и погашать из федерального бюджета часть её стоимости. Государство должно взять на себя решение этих вопросов. Хочу подчеркнуть, что эта сфера как никакая другая регулируется им во всех странах мира и особенно в западных.
Проблема возрождения крестьянства как сословия, на мой взгляд, решается отчасти созданием нормативно-правовой базы хозяйственной деятельности на селе, развитием кооперативного движения, сельскохозяйственных кредитных и торгово-закупочных кооперативов, малого предпринимательства, упрощением порядка оформления земельных массивов и земельных паев в натуре для сельхозорганизаций и семейных крестьянских хозяйств, обеспечением их средствами малой механизации в рамках лизинговых программ, снижением затратной части для ведения сельскохозяйственного производства (техники, удобрений, средств защиты растений, ГСМ, электроэнергии, газа и других), предоставлением личным подсобным хозяйствам кредитов, дотаций на животноводческую продукцию, реализованную предприятиям переработки края.
Радует, что в крае есть немало примеров относительно благополучных и успешно развивающихся сельскохозяйственных предприятий. Они, как правило, являются градообразующими и продолжают нести основное бремя в социальной жизни села.
За последние годы в стране и крае принят ряд основных (базисных) нормативно-правовых актов, которые существенно изменили правовое поле в сфере регулирования развития сельскохозяйственного производства и потребовали разработки и принятия новых законов. В числе первоочередных тем - реализация национального проекта «Развитие АПК» на Ставрополье, государственное регулирование обеспечения плодородия земель сельхозназначения, развитие личных подсобных хозяйств, качество и безопасность пищевых продуктов. Мы не оставим без внимания также вопросы кадрового обеспечения агропромышленного комплекса и финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В прошлом году от жителей края в комитет поступило свыше 100 писем и заявлений. Кроме того, депутаты комитета на приемах граждан в избирательных округах рассмотрели около 80 земельных вопросов. К сожалению, проведению единой земельной политики в крае препятствует несогласованность действий краевых и федеральных структур. Поэтому многие, порой незначительные проблемы в области земельных отношений не решаются в оперативном порядке, и граждане за защитой своих прав вынуждены обращаться вплоть до суда.
Мы продолжили работу по совершенствованию краевого земельного законодательства исходя из практики его применения и, надеемся, сняли часть проблем. В частности, мы установили выкупную цену участков из земель сельхозназначения краевой собственности, минимальный срок аренды земельного участка сельскохозяйственных угодий и порядок проведения согласительных процедур по спорам между участниками долевой собственности о местоположении выделяемого участка.
Также депутатами-аграриями внесено положение о праве приобретения в собственность участков сельскохозяйственных угодий при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования специализированными сельскохозяйственными организациями. Предоставление им права выкупа земельных участков позволит сохранить за этими спецхозяйствами земли.
Нам удалось подготовить и принять в новой редакции краевой Закон «О государственной поддержке и стимулировании сельскохозяйственного производства в Ставропольском крае». Он дает возможность получать господдержку не только крупным сельхозтоваропроизводителям, но и крестьянско-фермерским хозяйствам. Кроме того, особое внимание депутаты уделили вопросам финансовой поддержки восстановления и развития отрасли вино-градарства и плодоводства.
Работа над некоторыми краевыми законами и дополнениями в федеральные законы далась нам, как говорится, с большой кровью. Как вы знаете, федеральным законом была существенно сужена компетенция субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды. Ставропольский край юридически и фактически лишен права собственности на все природные объекты, отстранен от управления в области охраны окружающей среды и природопользования. При этом на федеральный уровень ушли практически все доходные источники, поступавшие в бюджет края от платежей за пользование природными ресурсами. А это немалые деньги - более 1,2 млрд. руб.
Ситуация вызывала большую обеспокоенность депутатов нашего комитета, и весь прошедший год мы направляли в Федеральную Думу предложения по восстановлению изъятых полномочий. Нами были подготовлены соответствующие поправки к федеральному законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», часть из которых учтена в принятом Федеральном законе № 199-ФЗ от 31.12.2005 года. Полномочия регионов были восстановлены, но остался блок экономических проблем по передаче средств на их реализацию.
Второй пример - проект федерального закона «О недрах». В связи с тем, что его концепция не отвечала требованиям статьи 72 Конституции РФ, согласно которой в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся вопросы владения, пользования и распоряжения недрами, ГДСК указанный проект не поддержала. Хочу отметить, что в этих вопросах комитет тесно взаимодействовал с краевым министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и правительством СК.
В числе приоритетных тем, как я уже сказал, реализация национального проекта «Развитие АПК». Поверьте, обустроенный и крепко стоящий на ногах российский крестьянин в полной мере способен обеспечить население края качественными и полноценными продуктами питания. Реализация проекта, как известно, будет идти в трех направлениях: ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития малых форм хозяйствования, решение кадровой задачи на селе и прежде всего за счет обеспечения молодых специалистов жильем.
Задача депутатов на первоначальном этапе - организационно-финансовое обеспечение реализации проекта. Для этого требуется приложить усилия всем ветвям власти – и законодательной, и исполнительной, и особенно муниципальной, представители которой как никто знают людей и положение дел на местах. Главам поселений нужно активнее включаться в эту важную работу. От этого во многом будут зависеть и занятость населения, и состояние доходной части местного бюджета.
Александр ШИЯНОВ - председатель подкомитета по природопользованию и землепользованию ГДСК