Ахиллесова пята
Реакция на жизнь. Ориентируй себя на добро, но и к злу необходимо иметь верное чутье. Впрочем, проблема эта сложная и болезненная. Иллюзия ее решения возникает в тех культурах, которые не настаивают на добре. Вспомним ветхозаветное: «Око за око, зуб за зуб» или ту же воровскую субкультуру. В христианской новозаветной культуре с ее смирением и добром все гораздо сложнее. Зло – крайняя степень греха, отдаление от Бога. Но и здесь возможны грани. Рассеянность при чтении молитвы – грех, но его можно искупить, сосредоточившись и прочитав молитву заново. Убийство же человека – тоже грех, но какой? Человека не воскресить.
Самые яркие страницы мировой литературы отнюдь не благостны. Предательство, кровь, смерть – это Шекспир и тот ряд больших художников, который несложно самим заполнить. Да и нам ежедневно приходится решать проблему зла: отмахнуться? заступиться? Тем не менее в литературе, как и вообще в искусстве, все определяют устремление к свету, чувство меры и грань, за которую художник не должен выходить, чтобы зло не шагнуло в мир. За гранью неизбежна эстетизация зла и упоение злом, как у Маркиза де Сада.
Проблема зла не решается злом, но она не решается и бессилием перед ним. Не кто иной, как Иисус Христос, придя в храм и увидев в нем торговцев (по-нашему – представителей коммерции), скрутил крепкую плеть и резкими ударами выгнал торгующих из храма.
Пройдя греховный путь и созрев, зло неминуемо возвращается к своему истоку. И это его ахиллесова пята: зло самонаказуемо. Попробуем с этих позиций прочитать сегодняшнюю «Литературную гостиную».