Хотелось бы в этот вопрос внести ясность.

За создание этой общественной организации взялась группа депутатов федеральной Думы. В их числе и наш земляк А. Семенченко. Много лет он был главой Невинномысска. Проблемы местного самоуправления знает по собственному опыту. И не случайно Анатолий Федорович координирует формирование организации в Южном федеральном округе.

В целом же идея инициаторов состоит в том, чтобы создать всероссийское общественное объединение актива местного самоуправления. То есть организацию, в которую войдут депутаты советов и главы муниципальных образований. Открыта она и для депутатов других уровней – от регионов до федеральной Думы.

Своими главными задачами «Самоуправление России» определяет создание условий для формирования эффективной системы местного самоуправления в целях обеспечения высокого качества жизни людей.

Проект получил поддержку партии «Единая Россия». Ее региональные органы активно подключились к созданию нового общественного формирования. А значит, инициативам организации обеспечена поддержка в Госдуме страны. И это, на мой взгляд, чрезвычайно важно.

Сейчас «Самоуправление России» формирует свои региональные и местные отделения, чтобы затем создать общероссийскую организацию. В нашем крае образован организационный комитет, сформирована рабочая группа, создаются низовые звенья.

При этом следует отметить, что создаваемая организация открыта для сотрудничества. Особо хочу подчеркнуть, что ее членами могут стать депутаты вне зависимости от партийной принадлежности и политических взглядов. Главное, что должно их объединять, – стремление отстаивать интересы местного самоуправления через тесное взаимодействие муниципальных органов с государственной властью страны и регионов, с российскими законодателями.

Более того, активисты организации намерены активно сотрудничать с уже существующими формированиями, к примеру, такими, как Союз муниципальных образований края. Не будет возражений и против создания новых сообществ муниципальных представителей. Это могут быть выразители специфических проблем, например, курортных регионов или малых поселений. Вариантов тут много.

Чем шире круг таких организаций, тем глубже анализ общих и частных проблем местного самоуправления, тем больше идей по совершенствованию стратегии и тактики его становления в стране.

Но нужен и кто-то один, кто будет аккумулировать и предлагать эти идеи для принятия решений федеральной Думе, правительству, президенту. Такую задачу и ставит перед собой «Самоуправление России».

Почему это объединение важно, поясню на примере.

Основу финансовой самостоятельности муниципального образования – от села до района – составляет его налоговая база. Работающие платят подоходный налог. Часть его идет в бюджет муниципалитета. Есть предприятия – должен быть и налог на прибыль. От него тоже какая-то доля поступит в бюджет. Вопрос в том – какая?

До недавних пор Бюджетный кодекс России допускал лишь абсолютно одинаковую долю налоговых отчислений в местные бюджеты для всех муниципальных образований. Но ведь ситуация-то разная.

Скажем, в селе Верхнерусском Шпаковского района зарегистрированы более 80 предприятий. В том числе такие крупные, как «Стройоптторг», завод силикатного кирпича, фирма по производству конвекционных котлов. В селе сотни работающих с приличной зарплатой. Предприятия получают солидные прибыли. Отсюда и налоги. Отсюда и бюджет села.

А что соберет в свою казну село Надежда того же Шпаковского района? Предприятий нет. Базовое хозяйство, по сути, развалилось. Работать негде.

Разве можно сопоставить экономический, а значит, и налоговый потенциал этих муниципальных образований?

Казалось бы, очевидно, что подходы к формированию их бюджетов должны быть разными. Разные доли налогов, а возможно и разные налоги следовало бы туда отчислять.

Но Бюджетный кодекс требовал единства для всех, не учитывал существующих различий в экономике территорий.

Понадобилось много сил и времени, чтобы доказать в Центре: нормативы – пусть в каких-то оговоренных на федеральном уровне рамках – должны устанавливать все же региональные власти. Им на месте виднее, где какая налоговая база. И бюджетное планирование надо вести, учитывая прежде всего реальную обстановку.

Доказывали мы это от имени Думы и правительства края многократно на самом высоком уровне. Муниципальные органы не имеют прямого выхода на федеральных законодателей. Так же, как и их региональные объединения, имеющие статус общественных организаций.

Поэтому отстаивать интересы муниципалитетов придется все то время, пока реформа будет совершенствоваться. В конечном счете местное самоуправление – это наиболее близкий к людям уровень управления в нашем государстве. Там решаются реальные вопросы повседневной жизни. И чем успешнее это будет делаться, тем лучше будут жить люди, тем больше доверия и поддержки получат все уровни власти, вся конструкция государства.

Как депутат и председатель Думы края, как руководитель комиссии Совета Федерации «По мониторингу законодательства и правоприменительной практики в РФ» хорошо вижу: реформа самоуправления в стране идет, мягко говоря, непросто. Такого же мнения и коллеги из других регионов.

И все мы согласны, что нужен интеллектуальный и организационный импульс, чтобы придать реформе динамизм. Нужен координатор обмена опытом, обобщения и внедрения удачной практики, обучения депутатов и глав муниципалитетов. Нужно объединение усилий, чтобы избавить реформу от балласта ошибочных решений, в том числе законодательных. Нужен механизм их быстрого исправления через корректировку действующих правовых норм.

Поэтому с организацией, опирающейся на парламентское большинство в Государственной Думе России, мы связываем самые серьезные надежды. И этот фактор просто необходимо использовать. Но в то же время не следует искать здесь политические противопоставления. На самом деле местному самоуправлению в России сейчас нужна серьезная солидарная поддержка.
Юрий ГОНТАРЬ. Председатель Государственной Думы Ставропольского края.