Наша «мачеха» живет в Москве
Как заметила первый заместитель министра Л.Калинченко, внимание ведомства было сфокусировано на реформировании межбюджетных отношений и муниципальных финансов. Сделаны серьезные шаги по внедрению стимулирующей системы для местного самоуправления: установлены на постоянной основе нормативы налоговых отчислений, введена в действие новая методика регулирования их бюджетной обеспеченности, в том числе из краевой казны (удалось добиться соответствующей поправки в федеральное законодательство). Впервые образован и действует фонд муниципального развития, средства которого предназначены для поддержания местной инфраструктуры.
Как отмечалось на коллегии, содержание действующего Бюджетного кодекса РФ будет пересмотрено примерно на две трети. Новый документ, который законодатели примут примерно в августе, потребует от нас разработать стратегические целевые программы для отраслевых министерств и ведомств. Это долгосрочный проект и потребует перспективного финансового плана. «При этом мы должны будем, - пояснила Л.Калинченко, - ориентироваться на так называемый бюджет на три года, который разрабатывается в настоящее время в недрах Минфина РФ».
Как отметил в своем выступлении заместитель министра финансов Ю.Суслов, в прошлом году бюджет края потерял водный налог, что обошлось нам в 500 млн. рублей, частично налог на добычу углеводородного сырья – соответственно более 60 млн. рублей, а также часть налога на прибыль. И тем не менее в краевой бюджет поступило 22,6 млрд. рублей, что составляет 99,1 процента к уточненному плану. Консолидированный бюджет исполнен на 28,9 млрд. рублей с ростом к уровню предыдущего года на 6,2 млрд. рублей.
И все-таки рост бюджета должен быть основан на развитии экономики территорий, но действующее налоговое законодательство не позволяет муниципалитетам иметь достаточно собственных доходов для нормальной жизни. Темпы их прироста, увы, снижаются, и это обстоятельство является тормозом на пути муниципальной реформы.
По словам председателя бюджетного комитета Госдумы края А.Яшкунова, навязываемая сверху бюджетная политика толкает местную власть на новые и новые заимствования в банках. А это, как известно, увеличивает долги. Доля доходов всех региональных бюджетов, вместе взятых, в консолидированном бюджете России постепенно снижается: в 2003 г. – 39,3, в 2005-м – 34,4 процента. Такое положение дел он охарактеризовал как «финансовое удушение», что вынуждает субъекты Федерации соответственно вести себя и с муниципалами.
Еще более определенно вы-сказался на эту тему вице-губернатор Б. Калиничев. Он сказал, что федеральный центр для регионов выступает в роли мачехи. Полномочия, по его словам, расписали как отче наш: шаг в сторону - хоть дело заводи, а денег на муниципальную реформу не дали. И сегодня, как ни убеждай столичных чиновников, они стоят на своем: закон о местном самоуправлении для того, чтобы на местах деньги зарабатывали. Но для этого как минимум не надо все заработанное отнимать.