Делать карьеру - не стыдно!
Марина Суркова: Мое отношение к грантам, признаюсь, неоднозначно. Безусловно, они могут дать толчок для выявления нового педагогического опыта. Да и материально-техническую базу школ укрепят. Но вот приоритеты отбора лучших школ… Речь, по сути, идет только о тех, где ведется инновационная деятельность. Но есть же родители, которые не хотят для своих детей никаких особых инноваций, как правило, связанных с учебными перегрузками. Такие семьи ожидают, что педколлектив просто создаст в школе хорошую атмосферу, стабильный учебный процесс. Инновации – это работа в режиме эксперимента. Кто подсчитал, как он отражается на здоровье детей? И почему «традиционная» школа не может быть лучшей?
Или такой показатель, как «успешность учеников». Кто более успешен – выпускник, занимающий высокую должность, или хорошая мать и жена?.. Оценивать по числу поступивших в вузы? Но это сегодня нередко показатель не столько работы школы, сколько состоятельности родителей выпускника.
Еще непонятнее с выдвижением на индивидуальный учительский грант. Смогут ли в конкурсе участвовать учителя начальных классов? Ведь на первой ступени обучения дети не всегда раскрываются, и часто лавры успешности достаются тем, кто работает с ними позже. А «коррекционники»? У нас в школе 11 коррекционных классов. Разве можно сравнивать их с обычными общеобразовательными, не говоря уже о лицейских и гимназических! Мне кажется, что предложенным критериям конкурсного отбора недостает дифференцированного подхода.
Ирина Черняева: Знаете, есть такой критерий, как участие школьников в олимпиадах. Если ученики одного и того же учителя побеждают на них регулярно, то это, безусловно, свидетельствует о его высоком профессионализме, умении увидеть одаренных детей, работать с ними. Это кропотливый труд на протяжении нескольких лет. Работа «один на один»: учитель – ученик.
На мой взгляд, это более весомый показатель, чем, скажем, победы в конкурсах «Учитель года», где для участников важны совсем другие качества: определенный артистизм, умение подать себя, понравиться жюри. У молодежи здесь больше шансов, чем у педагогов среднего возраста, обладающих, в силу опыта, высоким профессионализмом.
Еще хотелось бы напомнить, что в 90-е наши учителя получали соросовские гранты. Можно как угодно оценивать личность самого Дж. Сороса, но это был ценный опыт. Опрашивали студентов разных российских вузов, суммировали их отзывы о школьных преподавателях и выявляли тех, чьи фамилии в списке лучших учителей встречались наиболее часто.
Валентина Медведева: Я также считаю, что мнение учеников, их родителей должно сыграть в отборе большую роль. Все мы знаем, что есть преподаватели, к которым стоит «очередь» родителей и детей, а есть такие, против которых, что называется, «голосуют ногами».
М.С.: Знаете, тут сколько людей, столько и мнений. Для некоторых хороший учитель – это тот, кто ставит много пятерок. А есть родители, рассуждающие наоборот: чем педагог скупее на хорошие оценки, чем строже, тем у детей будут качественнее знания… У нас в школе очень требовательный преподаватель физики, но не всем это нравится. Некоторые родители считают, что раз физика их ребенку для поступления в вуз не понадобится, то зачем ее серьезно изучать…
В.М.: Но ведь творчески работающий учитель как раз и понимает: Иванову физика нужна по усиленной программе, Петрову на среднем уровне, а Сидорову – на элементарном. Он к каждому ученику относится индивидуально, и ребенок к нему на урок идет без дрожи в коленках. Это и есть заявленный в критериях личностно-ориентированный подход к ученикам. А для школы вообще главная цель – чтобы ребята хотели в ней учиться.
М.С.: При выдвижении педагогов на президентские гранты в коллективах школ будут брожения. Как я скажу, что вот этот учитель лучше того?
В.М.: Будут и брожения, согласна. У меня перед глазами три наши учительницы, преподающие один предмет. Первая – удивительно творческий человек, ее ученики и в МАН занимаются, и в олимпиадах участвуют, и в престижных конкурсах побеждают. Вторая у нее учится, а третья ходит и говорит: зачем вам это надо?.. Вот мы все и продемонстрируем коллективу: у нас для того существует балльная рейтинговая система, ее обсуждают вначале на предметной кафедре, потом на административном совете школы.
И.Ч.: Мне кажется, что прерогативу в этом вопросе – предложить кандидатуру учителя на получение президентского гранта – можно отдать руководителю школы. Сам-то себя не предложишь, неловко как-то. Я, во всяком случае, не стала бы этого делать, по-моему, - неприлично.
В.М.: Я с вами не согласна. Карьеру делать – не стыдно.
И.Ч.: Есть, повторюсь, метод анкетирования учеников, родителей, коллег. Ведь все – нормальные люди, вот и выяснится рейтинг каждого претендента…