00:00, 17 февраля 2006 года

Кинорежиссер Хусейн Эркенов: Не все решают деньги, особенно в России

Хусейн Эркенов, уроженец Карачаево-Черкесии, считает себя ставропольцем, ибо рожден был в годы, когда республика входила в состав нашего края, к тому же в юности успел поработать у нас на железной дороге проводником, после чего поступил во ВГИК и с той поры сделался москвичом. В свое время получила широкую известность уже первая его большая самостоятельная работа «Сто дней до приказа». В творческом списке Эркенова и картина «Голод» (1992 г.), рассказавшая о депортации народов Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны. Есть у режиссера и опыт работы на телевидении, в частности, над известной программой «Куклы» (это время он определяет как неплохую профессиональную школу). Фильм «Я тебя обожаю» – первый совместный проект режиссера с кинокомпанией «Скрин и Ко», образованной в 1993 году работниками Центральной киностудии детских и юношеских фильмов им. Горького.

- Мы не случайно выбрали Ставрополье для премьеры, - рассказывает Хусейн Эркенов. – Помимо того, что это не чужой для меня край, здесь есть достаточно широкая зрительская аудитория и неплохие залы, что всегда учитывают продюсеры. В Карачаево-Черкесии, к сожалению, остался один приличный кинотеатр на всю республику… А еще мне интересно, как земляки отнесутся к картине, какие душевные струны в них зазвенят, возникнет ли диалог с ними.

Режиссер называет свой фильм штучным товаром. В хорошем смысле, ибо фильм, по его признанию, достался съемочной группе очень дорого. Разумеется, долго искали деньги. Большую часть финансирования взяло на себя Федеральное Агентство по культуре, потом подключились несколько инвестиционных компаний. Всех в конце концов объединила цель – сделать хороший фильм для молодых. Творческую удачу подтвердил очень теплый прием картины на фестивале «Кинотавр». Авторов поразила реакция зала, большей частью это были молодые люди: полфильма они смеялись, да и есть над чем, у нынешней молодежи масса вещей из прошлого, конечно, вызывает улыбку. Но зато полфильма искренне сопереживали героям. Если упрощенно, картина затрагивает вечную тему взаимоотношений «отцов и детей». Для взрослых это – взгляд на свои ошибки. Для молодого поколения – взгляд на трудности родителей, на то, как они жили. Из фильма молодежь узнает очень много неожиданного о своих родителях, такого, о чем, как правило, «отцы» не рассказывают. Но и взрослые узнают что-то новое о своих детях. В широком смысле – создатели фильма предлагают серьезный разговор о том, как сегодня существовать в этом мире и как всем нам жить завтра.

- Мы специально старались показать, как постепенно, даже не сознавая того, родители погружаются в омут заблуждений, желая добра своим детям! – говорит Эркенов. – Эту работу для себя я расцениваю как низкий поклон выросших детей родителям. Понимаете, то хорошее, что было в нашем прошлом (а оно, конечно было!), нужно сохранить обязательно. А есть и то, от чего нужно отказаться, причем и родителям, и детям. В итоге у нас получилась, я бы сказал, социальная мелодрама с элементами трагикомедии. И хотя определенный отрезок картины связан с 60-ми годами прошлого века, наш фильм - для сегодняшнего зрителя.

На премьеру в Ставрополь Эркенов обещает привезти актеров. Предварительное согласие дала Елена Драпеко, депутат Госдумы, в картине она играет многодетную мать, у которой муж офицер думает о лучшей жизни за бутылочкой спиртного. Хусейн рассказал забавную историю о том, как попала Драпеко в актерский ансамбль фильма. Он очень хотел ее снимать, но считал, что для большего соответствия образу актриса должна прибавить в весе этак восемь кило. Так режиссер представлял себе многодетную мать. Елена Григорьевна попросила съемочную группу выйти и, оставшись с режиссером наедине, сняла верхнюю одежду. И тут ему стало ясно, что женщина как никто умеет когда надо кое-что прятать, когда надо кое-что показывать… Таким образом, фильм заполучил замечательную актрису и замечательного человека Елену Драпеко.

Возможно, увидят ставропольцы «живьем» и исполнительницу главной роли Ольгу Березкину, которую многие успели запомнить по участию в картине С. Говорухина «Благословите женщину». Ольгу сегодня по праву называют восходящей звездой экрана. Эркенов поставил перед ней весьма непростую творческую задачу: сыграть три возраста героини, поскольку картина охватывает огромный период отдельно взятой семьи. С задачей Ольга справилась блестяще. Уже в начале фильма она предстает очень старой женщиной, прожившей трудную, изматывающую жизнь… Еще одна заметная фигура среди исполнителей - Ярослав Бойко, знакомый миллионам телезрителей, а в столице – публике, бывающей в театре Табакова.

Работая над картиной, Х. Эркенов воочию убедился, как актеры соскучились по настоящему творчеству. Да, они много снимаются в колоссальном количестве сериалов, даже сами порой путаются, кого и где играют.

- В одних и тех же костюмах, одних и тех же офисах снимается невероятное количество «мыла». А душа-то просит иного, хочется проявить себя как настоящий актер, - рассказывает Эркенов. - Не все решают деньги, особенно в России. Да и за рубежом бывает, что очень «дорогие» актеры соглашаются играть за скромные – по тамошним меркам! – деньги интересные для них роли. Жизнь вроде бы невероятно длинная, но вдруг выясняешь однажды, что она короткая, хочется оставить после себя потомкам что-то настоящее – память. Хочется, чтобы тебя вспоминали хорошо, а не плохо, правда?

Главный герой фильма шестнадцатилетним пацаном уходит из дома, когда никем не ожидаемая ссора перерастает в конфликт. Спустя 20 лет встречает мать и не узнает ее. А она обращается за помощью: другие сыновья выгнали ее на улицу. Взрослые братья собираются вместе, выясняют отношения, кто из них больше «любит маму», кто из них прав…

- Наш фильм можно смотреть всей семьей. И мне особенно важно, что мне не будет стыдно за него перед детьми. Это главные критики и судьи. Я сам много лет принадлежу кино, и нередко мне стыдно перед своими детьми за то, что показывают, например, по телевидению...

Некоторые ретивые критики успели навесить на фильм Эркенова ярлык «вторичности», «дани ретро»… Режиссер смотрит на эти выпады философски, но и жестко, считая, что частенько критики пишут то, за что им платят. А когда им не платят, они выплескивают свою нереализованность, неудовлетворенность жизнью. Сеьезная отечественная критика фильм приняла хорошо, поставив его в ряд самых достойных работ мирового кинопроцесса. Кстати, на закономерный вопрос о том, когда наше кино вернется в этот мощный мировой поток, Эркенов отвечает уверенно-оптимистично:

- В современном российском кино много замечательных фильмов. Просто вас, нас – зрителей оболванивает телевидение. Оно не показывает того, что выходит. А наши картины сегодня получают высокие награды на международных фестивалях. Более того, идут с успехом в зарубежном прокате! Отечественное кино в очень хорошей форме.

Радует Эркенова то, что появляются фильмы с колоссальным бюджетом благодаря тому, что отечественный бизнес начинает понимать: кино – очень прибыльное дело. Да, кино должно быть разным. Как и культура в целом, которую Хусейн образно сравнил с полем, где увидишь столько самых разных цветов, от невзрачных до очень ярких.

- Кино – часть огромного культурного поля. Сегодня отечественное кино может достойно конкурировать на мировом рынке. А внутри страны пока не заплатишь телевизионщикам, о тебе даже не скажут, пусть ты десяток призов собрал. Алчности телевизионных магнатов, живущих на рекламе, приходится лишь удивляться. Вот показывают ролик, где Борис Моисеев снимает штаны, демонстрирует свой зад, никому не нужный ролик, но - рекламодатель дал деньги… Подобные вещи за границей просто невозможны. Налогоплательщики разорят эту телекомпанию. У нас налогоплательщик еще пока созревает…

Нельзя думать лишь о заработках, хотя деньги, конечно, важны, но надо учиться зарабатывать не только низкопробными проектами, - с этими словами Эркенова невозможно не согласиться.

- Если б вы знали, как актеры мучаются от бесконечной стрельбы и бандитских разборок, - с горечью говорит Хусейн. - Посмотришь эти фильмы, такое впечатление, что мы живем в мире бандитов и уголовников. А мир не таков, мир прекрасен. И с нашим кино все в порядке.

Впрочем, нам, зрителям, хотелось бы и самим в этом убедиться! И кто знает, быть может, фильму «Я тебя обожаю» суждено открыть некую новую страницу в наших отношениях с кино…

В каком-то смысле фильм, считает Эркенов, – это разговор и с государством: о том, что нужно же думать о наших женщинах, о семьях. Хусейн напоминает: издавна на Кавказе невозможно было представить, чтобы от детей, оставшихся без родителей, отказались родственники, это было просто за гранью понимания народа. Сегодня не просто сдают ребенка в детдом, но и выбрасывают на помойку…

- Наша героиня не отказалась от своих детей, хотя прожила жизнь несладкую. Собственно, отдала им все. Думаю, она правильно сделала. Все равно самое дорогое - дети. Личное счастье очень важно, но часто его меняют на благополучие своих детей, а потом все это бумерангом возвращается… Женщины посмотрят фильм и решат: обидеться на меня или полюбить, - улыбается Эркенов.

Готовясь к премьере, он уже думает и над новыми картинами. Есть привлекательные проекты. Есть и свои сценарии, например, комедии о карачаевской свадьбе. Но говорить об этом считает преждевременным. Отчасти сдерживает и обычное творческое суеверие: не сглазить бы!

Сейчас идут переговоры создателей фильма с местными бизнес-структурами по организации достойной премьеры в Ставрополе. Кроме «Октября», определен еще ряд крупнейших залов в городах края. Далее намечается широкий прокат по всем районам. Активное содействие оказывает министерство культуры края.

- Мы все устали от так называемых кассовых фильмов. А вот ленту Эркенова невозможно смотреть равнодушно, порой даже со слезами на глазах, - признается заместитель министра культуры края Наталья Заиченко. – Здесь настоящая жизнь, без прикрас. И все в нем созвучно сегодняшнему времени.