00:00, 16 февраля 2006 года

Как отличить отличника

В Ставрополь и Пятигорск приехали делегации из всех городов и районов. 603 человека отвечали на вопросы тестов и показывали практические навыки по 18 предметам в Ставропольском государственном университете, 120 ребят соревновались в знании иностранных языков в Пятигорском государственном лингвистическом университете. Их успехи оценивали преподаватели и профессора ведущих вузов края. Педагогов школ в этом году в жюри не было, дабы, как говорится, не вводить никого в искушение. «Прозрачность» проведения мероприятия обеспечивали комиссии общественных наблюдателей.

Решением жюри определены 192 призера. 66 из них – одиннадцатиклассники, занявшие места с первого по третье, - будут приняты на льготных условиях в лучшие вузы края.

Как всегда, основная доля победителей – городские школьники. Десять общеобразовательных учебных заведений, чьи питомцы показали самые высокие результаты, также все те же из года в год. Лучшие из них – гимназия № 2 Георгиев-ска (17 победителей) и лицей № 14 Ставрополя (9 призеров).

Это если подводить итоги в цифрах. Но уже давно организаторы олимпиад и других интеллектуальных конкурсов школьников задумываются над вопросом: а что потом происходит с этими одаренными детьми? Всегда ли из них получаются успешные взрослые? При министерстве образования СК создана группа для разработки проекта краевой целевой программы «Одаренные дети». И вот какие вопросы ее волнуют.

Вопрос прагматический. 22 победителя краевой олимпиады (может, и больше, если Москва увеличит квоту) должны ехать «на Россию». На федеральном уровне у наших ставропольских детей побед немного, и тому есть причины. Большинство даже лучших учителей края не в состоянии подготовить ребят к российским олимпиадам. По итогам этих олимпиад регулярно издаются сборники заданий, и, как выясняется, школьные педагоги в массе своей решать их не умеют. Что касается преподавателей вузов, то они в такой работе с детьми не особо заинтересованы. На заседании рабочей группы под председательством замминистра образования СК Алексея Павлищева, где довелось на днях побывать, несколько раз с большим уважением произносилась фамилия - Федоренко. Это краснодарский тренер, который у наших соседей готовит учащихся школ к выступлению на российской олимпиаде. Да, есть уже такие люди – тренеры по интеллектуальным конкурсам, часто – молодые люди, которые участвовали в международных олимпиадах и хорошо себя там проявили. Очевидно, их либо нужно приглашать на Ставрополье, либо готовить у себя.

Вопрос на дальнюю пер-спективу. Нужно создавать краевой банк данных одаренных детей. Как сделать это технически, понятно: на Ставрополье реализуется национальный проект по информатизации системы образования, работают региональный и межрайонные ресурсные центры. Но какова цель такого банка? Анатолий Жигайлов, директор образовательного центра «Поиск», рассказал на заседании об американском опыте. В США фиксируются победы интеллектуально одаренных школьников на уровне города и штата, по окончании общеобразовательного учебного заведения эти ребята получают гранты на обучение в престижных вузах дома и за границей. Так готовится элита в науке, бизнесе и других сферах. Для чего будем создавать банк одаренных детей мы в крае? С какого возраста? С помощью какой диагностики?

Проблема третья. Победив на всероссийской или международной олимпиаде, школьник начинает строить свою научную либо деловую карьеру. Он может рассчитывать на гранты, на престижное высшее образование. А учитель, который его вырастил? Что, кроме почетной грамоты, получит он для построения своей карьеры, улучшения своей жизни? 100 тысяч рублей по объявленному национальному проекту для лучших педагогов России? Но победа в проекте требует успешности еще по многим другим показателям, на которые этот учитель не обязательно работает. Одним словом, необходима система социальной поддержки таких преподавателей, как, например, Валентина Дьячкова, учитель биологии СШ № 9 села Родыки Красногвардейского района, чьи ученики регулярно выступают на Всероссийских олимпиадах.

Так что вопросов и проблем достаточно. Многие из них может разрешить целевая программа «Одаренные дети», и то, что в крае работают над ее созданием, дает надежду.