Маковое иго
Смерть на Рождество
Тело одного наркомана, ставшего жертвой макового «кайфа», на лестничной площадке многоэтажки обнаружили соседи. Вызвали «скорую», но, оказалось, слишком поздно. Случилось это на Рождество. Примерно в половине первого ночи, находясь в своей квартире, парень загнал в вену иглу и дожал поршень шприца с адской смесью до упора. Когда маковый экстракт стал расходиться по телу, молодой человек почувствовал что-то неладное. Цепляясь за стены, добрел до входной двери, отворил ее и хотел позвать на помощь. Жизнь оборвалась за порогом.
Еще двоих обнаружили на кладбище. Оперативники уголовного розыска ГУВД края уверены, что смертельно укололись они не там, а где-нибудь в притоне. А когда сердца молодых людей перестали биться, дружки отволокли безжизненные тела к могилам. Была пятница, 13 января.
Личность четвертого наркомана, которого погубил шприц с маковой отравой, пока не установлена. Тело нашли поздно ночью в одной из подворотен Промышленного района.
По информации из уголовного розыска, все четверо умерли от передозировки. Сомнений в том, что они кололись зельем, приготовленным из кондитерского мака, нет. Это подтвердили эксперты. Кстати, на телах погибших виднелись многочисленные следы от старых инъекций. У одних на предплечьях - так и вовсе «живого места» не было. С таким наркоманским «стажем», и вдруг – передозировка?
«Неправильный» мак
В правоохранительных органах полагают, что в гибели молодых людей виноват «неправильный» мак. На рынках этого кондитерского продукта – полным-полно, на любой вкус и цвет. При этом он имеет различную технологию приготовления и предпродажной обработки. Для выпечки всевозможных вкусностей разницы, по большому счету, нет. Лишь бы продукт был чистым – без всякой шелухи. Ситуация с наркоманами – другая.
Дело в том, что от природы зерна мака достаточным наркотическим эффектом не обладают и обладать не могут. Это факт, который подтвердит любой специалист в области ботаники. Поэтому опий можно получить из кондитерского продукта только в двух случаях. Во-первых, если упаковка пищевого мака содержит большое количество натуральных примесей – кусочков стеблей макового растения, решеточек и коробочек, в которых зерна созревали. В этом случае кондитерская добавка к мучным изделиям служит прикрытием самой обыкновенной маковой соломке. Во-вторых, если зерна мака после созревания искусственно обработали раствором опия.
По информации уголовного розыска и наркоконтроля края, в Ставрополе с прошлого года в продаже стал появляться кондитерский мак с высоким содержанием наркотических веществ. Изготовление дозы из «нового» продукта, сохраняя прежние пропорции, грозит сидящим на игле передозировкой. А отличить «крепкую» пряность от той, что «послабее», на глаз практически невозможно.
Грязный кайф
Опий, добываемый из пищевого мака, даже сами наркоманы считают «грязным». Они рассказывают, что после укола ощущение такое, будто все тело пронзают сотни иголок. Многие, у кого маковый «стаж» перевалил за полгода, уже не ощущают «кайфа» вообще.
При домашнем изготовлении зелья в него добавляют различные высокотоксичные вещества, которые отравляют организм человека с невероятной скоростью. Адская смесь губит почки, печень, головной мозг и нервную систему в целом. «Кондитерские» наркоманы «сгорают» в несколько раз быстрее обычных.
При всем при этом маковый «экстракт» необычайно популярен у людей, сидящих на игле. По информации пресс-службы Управления федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Ставропольскому краю, около 80 процентов всех наркоманов в нашем регионе употребляют зелье из кондитерского мака. Примерно такая же ситуация и в других субъектах ЮФО. Главная и, пожалуй, единственная причина столь необычайной распространенности губительной отравы – доступность компонентов.
Подсев на маковую иглу однажды, слезть с нее практически невозможно. Многие из тех, кто хочет избавиться от этой зависимости, сделать этого не в состоянии: лечение стоит больших денег, а пищевой мак, увы, изначально наркотик для бедных.
Зло в кондитерском обличье
О маковой наркомании страна и особенно Юг России узнала в 2003 году. Особенно удручающе выглядит то, что для приготовления «дозы» из кондитерского мака наркоманы могут даже не прятаться. Ингредиенты, как мы уже говорили, находятся в свободной продаже. А чтобы переступить порог дома, где идет «кулинарный» процесс, представителям закона необходима соответствующая санкция суда.
Впрочем, не все так безнадежно. По словам начальника Управления федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Ставропольскому краю генерал-майора полиции Александра Клименченко, кое-какие рычаги для противостояния маковому игу у стражей закона все же имеются. Ограничить ввоз на территорию Ставрополя и запретить торговлю кондитерским маком сотрудники наркоконтроля края не могут: закон не велит. (Нечто подобное на местном уровне пытались предпринять депутаты некоторых южных республик. Но прокуратура совершенно справедливо усмотрела в подобной инициативе законодателей нарушения прав граждан и предписала «маковый бойкот» отменить: дескать, мак еще и с булочками едят, если что). Зато изымать из продажи кондитерскую добавку, не соответствующую ГОСТу по уровню содержания примесей, никто и ничто не запрещает. Что успешно практикуют наркополицейские края совместно с сотрудниками Роспотребназдора. Попутно в ходе исследования сомнительной пряной продукции выявляют и изымают партии мака с добавлением опия.
Тем не менее проблема остается: кондитерский мак не входит в список наркотических средств, психотропных веществ и прикурсоров. А значит, де-юре он не наркотик. Хотя у наркоманов на этот счет другое мнение. Вот и приходится законодателям и специалистам в области борьбы с наркоманией ломать головы над ее решением.
* * *
Комментарий отдела безопасности
Маковая чума поразила южные регионы России и начинает распространяться в глубь страны: известно, что эту отраву варят уже на Урале. Во многих деревнях даже заядлые приверженцы алкоголя променяли его на кондитерское «ширево». Такова тенденция, четко зафиксированная в последние годы. Остановить распространение наркотической болезни «для бедных» пока не удалось. Более того, она поражает все новые жертвы в экономически неокрепших регионах.
Мелкие предприниматели быстро раскусили секрет мака, который пользуется необычайным спросом у наркозависимых. Цены на эту кондитерскую добавку подскочили в разы. В продаже даже стали появляться так называемые «джентльменские наборы», в которые входят полукилограммовый пакет мака и ингредиенты для приготовления зелья. Такие незамысловатые комплекты не стоят на витринах лишь потому, что пищевые продукты должны продаваться отдельно от бытовых. Но реализаторы безошибочно узнают «своих» клиентов.
Только по официальным данным, в Ставропольском крае около 6500 наркозависимых. Но это лишь те, кто хоть однажды попал в поле зрения блюстителей закона и стоит на учете в наркодиспансерах. Реальное количество жертв опийной зависимости во много раз больше и продолжает увеличиваться. Из них 80 процентов – маковые наркоманы, которые останутся голодными, но на пакет пищевого мака деньги найдут. По некоторым расчетам, доход от ежегодного оборота наркотического сырья в маковой упаковке в крае составляет около миллиона долларов.
Заметим, что весь кондитерский продукт с наркотическими примесями - импортный. Кому-то очень выгодно бесконтрольно завозить его в нашу страну. Вопрос, почему этот канал до сих пор не прикрыли, – из разряда риторических.