Людмила АЛДУЩЕНКО – вяжет салфетки, платки, пальто, сумки, скатерти и вообще все-все. Кроме разве что сапог

По древнему русскому обычаю голова женщины должна быть покрытой. Традиция эта шла от времен язычества, когда считалось, что лента, обвязанная вокруг головы, или платок защищали от злых духов. Позднее, после Крещения Руси, платок стал непременным спутником женщины при посещении церкви.

Между прочим, у такой простой вещи совсем не простая история. До XVII века в России не было своего крупного производства тканей, наибольшее распространение имели лен и шерсть. Качественные ткани привозили в Киевскую Русь из Византии, Ирана, Китая. Восточные купцы торговали канаватками – большими отрезами тонкого шелка с разноцветными полосками. Русские красавицы оценили прелесть заморских тканей, и в их сундуках появились шелковые канаватки. Хранились они с особой бережностью, передаваясь по наследству от матери к дочери, наравне с жемчужными украшениями. Ценились такие платки и горскими народами. В большие праздники все женщины тщательно наряжались и ходили в гости. Шествие из поселка в поселок было настолько ярким, что казалось, это путешествуют цветочные поляны.

В середине XVIII века академик исследователь Петр Рычков заинтересовался пуховыми вязанками казачки Софьи Давыдовой. Показал ее рукоделие в столичной академии и предложил основать первую пуховязальную мануфактуру. Однако деловые люди не прислушались к этому предложению, стали возить козий пух в Англию и Францию. Но заготовка и перевозка пуха дорого обошлась купцам, и решили они отправить за границу коз. Однако в чужих краях пуховые козы теряли свои особые качества. Поняли тогда купцы, что для созревания пуха нужны не только благодатные луга, но и суровые русские зимы. И в 1861 году весь мир узнал о пуховых паутиночках. На Всемирной выставке в Лондоне международная комиссия удостоила оренбург-ских мастериц золотой медали и диплома «За шали из козьего пуха». И были те шали такими тонкими, что можно было продеть их сквозь кольцо, как кружево.

В XVIII веке платок изрядно потеснил, а кое-где и вовсе заменил старинные головные уборы. Много своеобразия и изящества в праздничный костюм вносили шали и косынки. Умение красиво их носить высоко ценилось, и женщины высших сословий тратили немало времени, упражняясь в этом искусстве.

Мода – дама, как известно, капризная, и тем более удивительно, что по сей день остаются любимыми и желанными легкие шерстяные павлово-посадские шали, которые выпускаются уже почти полтора столетия.

А сколько существует традиций, связанных с платками! Девушка повязывала своим платком гармошку ухажера. В некоторых российских областях платочки дарили всем гостям на свадьбе, а в других вручали их на поминках – в память об ушедшем. Уходя на фронт, дарили мужчины платки женам, матерям, невестам, чтобы помнили о них в разлуке. А «Синий платочек» – разве не он поддерживал наших солдат в бою?

Чествование русской шали в Дивном не могло обойтись без выставки вязаных изделий, которую организаторы праздника устроили в фойе ДК. Называлась она «Узоры из клубочка». В этот день лучших рукодельниц – Людмилу Алдущенко, Валентину Лизогубову и Валентину Сухареву – наградили памятными призами.

А еще весь зал вспоминал названия головных уборов, которые есть или когда-либо были на свете. Оказалось, их несчетное количество: берет, ушанка, кепи, панама, котелок, шапокляк, цилиндр, фуражка, папаха, бескозырка, пилотка и т. д. Эрудиты тоже получили призы. Настоящим подарком стали песни народного ансамбля «Кружевница», романсы, которые задушевно исполнила Лариса Малахова. А еще по подиуму ходили местные красавицы, демонстрируя умение носить шали, косынки и шарфы. Оказалось, что это тоже своего рода искусство.

Вот таким познавательным и очаровательным получился праздник русской шали. Для этого пришлось немало постараться работникам районного Дома культуры – Лилии Вареха, Дарье Кущевой, Эмме Исаевой и детворе из ее кружка «Пластилин».

Надежда БАБЕНКО