00:00, 19 января 2006 года

Что-то физики в загоне?..

Нет смысла сегодня перечислять все эти реформы и модернизации, стоит лишь отметить, что наша школа, созданная в начале 30-х годов прошлого века на основе русской гимназии и реального училища, до сих пор во многом сохранила свою «естественно-математическую» направленность. О ее преимуществах много сказано. Советскую школу обоснованно считают одним из основных факторов победы в Великой Отечественной войне. Американский конгресс на рубеже 50-60-х годов, разбираясь в причинах нашего приоритета в космических делах, на первое место опять же поставил систему образования СССР.

А ныне слышишь от родителей: мой ребенок – гуманитарий, он пойдет в профильный класс. А математика ему не нужна и в жизни не пригодится. Что может возразить педагог в подобной ситуации? Лишь одно – никто не знает, как сложится жизнь человека и что ему понадобится. Небезынтересно такое явление первой половины 90-х годов ХХ века, о котором, кстати, не раз упоминали: многие, а может даже и большинство, видных бизнесменов Санкт-Петербурга оказались выпускниками Ленинградского государственного университета, его матмеха, из стен которого вышло немало также отличных финансистов.

Сложность и в чем-то непредсказуемость предстоящей модернизации российской общеобразовательной школы определяет теперешний муниципальный ее статус, где заглавную роль играют органы местного самоуправления. На мой взгляд, в силу разных обстоятельств может появиться крен в сторону гуманитаризации школы. Все было бы ничего, если бы не климатические особенности России. Любая отечественная продукция фабрик и заводов теряет в конкурентоспособности на мировых рынках в силу того, что в ее себестоимость заложены большие расходы энергии – страна-то у нас холодная. Вот еще почему так остро встал вопрос о переводе российской промышленности в наукоемкие, высокотехнологичные производства, где основной составляющей станут высококвалифицированные специалисты, их могучий интеллект. Талантливыми ребятами Россия не беднеет, пусть даже тысячи их выехали за границу. А вот спад интереса к математическим и естественно-научным дисциплинам сказаться может.

Игорь ТУЧКИН