00:00, 18 января 2006 года

11-Б и Сальвадор Дали

Специальные предметы ребятам преподает Виктория Саданова, без пяти минут кандидат наук, совмещая работу в школе с преподаванием в Северо-Кавказском государственном техническом университете на кафедре дизайна. Класс появился не как дань моде, а как итог исследований Виктории Николаевны в области развития творческих способностей детей – это тема ее диссертации. У нынешних выпускников она с пятого класса вела уроки изобразительного искусства, и к десятому стало ясно, что многие с ними расставаться не хотят. Согласитесь, случай нечастый. Так и родился класс дизайна – одного из самых современных направлений, где элементы изобразительного искусства сочетаются с новыми технологиями. Наряду с обычными общеобразовательными предметами ребята изучают технический рисунок (с элементами начертательной геометрии), основы композиции, проектирование и собственно дизайн – промышленный, театральный и прочий. У них также увеличено количество уроков гуманитарного цикла, читаются спецкурсы по литературе, русскому языку, основам права.

В конце прошлой осени в двадцатой школе состоялась выставка работ учеников 11-Б, и чего там только не было! Светильники, бижутерия, игрушки – все изготовлено руками ребят и окрашено их фантазией.

Но говорить хочется не только о навыках и знаниях, которые, конечно же, пригодятся выпускникам в дальнейшем: факультеты и отделения дизайна открыты во многих высших и средних специальных учебных заведениях края. Кроме целей, если можно так выразиться, утилитарных – помочь выбрать будущую профессию, подготовиться к учебе в вузе, В. Саданова преследует и другие. Она открывает своим ученикам мир духовный. Они посещают художественные выставки, театральные премьеры. Происходят такие открытия и на уроках, в том числе на том, по основам композиции, где мы побывали.

Честно сказать, про композицию я поняла не все. Но, проходя по рядам, разглядывая работы ребят, расспрашивая их, удивилась тому, как точно они определяют свое внутреннее состояние и передают его с помощью изобразительного ряда. Одна девочка назвала свой рисунок «Одиночество». В повторяющиеся элементы орнамента было вплетено изображение колокола, в раструбе которого – циферблат без стрелок. Что-то от Дали, от фильмов Бергмана, хотя, думаю, школьница их не видела. Одиночество, как считают психологи, - одно из главных чувств, испытываемых подростками. Умение самостоятельно перевести его из бессознательного в сознание, обозначить рисунком и словом - это элементы психотерапии… Виктория Николаевна считает, что по-настоящему талантливы человек шесть в классе, но мне показалось, что одарены все. Во всяком случае, умением видеть мир по-своему.

Конечно же, есть и проблемы. Нужна хорошая компьютерная база для обучения, скажем, полиграфическому дизайну, издательскому - а в школе техники не хватает. Та, что имеется, используется на уроках информатики всеми классами. Тревожит будущее: наберут ли в следующем учебном году новый десятый класс дизайна? Своих учеников под этот профиль может не хватить. Придут ли чужие, из других школ? Ведь программа, опыт уникальные, жаль их терять.

Все эти тревоги и надежды переживает сейчас не только СШ № 20. В Ставрополе идет перестройка, перегруппировка учебных ресурсов. Под крышей одних общеобразовательных заведений в старших классах, возможно, соберутся гуманитарии, других – математики и естественники. Станут ли школьники более мобильными, примут ли эту ситуацию их родители?.. Будущее покажет.