Елена Рыбалко

Елена Рыбалко «Ставрополке» человек не чужой. Она проработала в нашей газете более 10 лет, заведовала отделом политики. Умные, живые аналитические материалы Елены ценили наши читатели, к ней с уважением относилась политическая элита края. И вот – поворот профессиональной судьбы, который многим показался неожиданным: три года назад Рыбалко возглавила банковскую пресс-службу, сменила не только политику на экономику, но и «вольную» журналистику – на PR и рекламу. Впрочем, с последним Елена согласна не вполне. Да, цель ее работы теперь – формирование имиджа банка, продвижение его продуктов и услуг, их успешная продажа. Но в состоявшейся недавно на страницах ряда изданий дискуссии о том, кто нужнее в пресс-службах – пиарщики или журналисты, она на стороне тех, кто считает, что нужнее профессиональные журналисты. Причем высокопрофессиональные. «Половина работы нашего сектора, – говорит она, – это серьезная экономическая журналистика. И именно потому, что у нас собрались профессионалы, мы выдаем информационный продукт, не нуждающийся в доводке или адаптации к тому или иному СМИ».

На мой вопрос, не пришлось ли ей на новой работе начинать с нуля, Лена ответила, что такого ощущения у нее не было. В университете в свое время получила хорошие базовые знания по экономике. Конечно, пришлось освоить много специальной литературы по банковскому делу, маркетингу – но это было интересно, давало толчок к саморазвитию. Пригодился и прежний опыт, в частности, обширные связи бывшего политического обозревателя «Ставропольской правды». Из работы в газете она, кстати, вынесла (как и многие из нас) представление о том, что пресс-службы порой являются барьером на пути к информации. Поэтому сразу решила, что таким препятствием руководимое ею подразделение быть не должно. Сбербанк – открытая структура, и журналисты всегда могут получить здесь любой комментарий для своих публикаций и программ, а банковские специалисты – частые гости на страницах различных изданий как эксперты региональной экономики.

Работы у сектора общественных связей Северо-Кавказского банка Сбербанка России много. Подготовка материалов и размещение их в печатных СМИ, на радио и телевидении, ведение пиар- и рекламных кампаний, информационная поддержка социально и экономически важных акций банка, полиграфическая продукция, наружная реклама и т. д. Среди дел и забот повседневных случаются минуты радости, когда после удачно проведенной рекламной кампании на банк обрушивается шквал звонков от потенциальных клиентов, заинтересовавшихся предложенной услугой.

PR-службы, являющиеся признанным институтом в международном сообществе, говорит Рыбалко, в России находятся, скорее, в стадии становления и развития. Участвовать в этих процессах очень интересно. Но, с другой стороны, сравнительная новизна этого института в нашей стране создает определенные трудности для встраивания пресс-служб в корпорации. Здесь многое зависит от продвинутости руководителя ведомства, организации, коммерческой структуры. В руководстве Сбербанка России, Северо-Кавказского банка находятся именно такие, по-современному мыслящие люди, понимающие значимость PR-служб не только как инструмента для доведения возможностей банковской системы до потребителя. Сбербанк играет важнейшую роль в экономике страны, и организация постоянного диалога, взаимодействие с обществом, различными социальными и бизнес-группами – важнейшая составляющая его имиджа, создание которого невозможно без профессиональной пиар-работы.

...Напоследок – личное воспоминание. Штрих к портрету. Однажды, еще в бытность Лены руководителем отдела политики газеты, я присутствовала на ее встрече со студентами отделения журналистики СГУ. Отвечая на чей-то вопрос, она сказала ребятам, что, часто обладая богатой конфиденциальной информацией, никогда, если пообещала, не нарушает этой конфиденциальности ради сиюминутной газетной сенсации. Можно, конечно, нарушить и сорвать куш популярности сегодня, но кто же тебе доверится завтра?.. Не знаю, согласились ли с ней будущие акулы пера – жизнь учит их все больше другому. Для меня же в этом – вся Елена Рыбалко, с ее порядочностью, требовательностью к себе, пониманием журналистского и человеческого кредо, чем бы она ни занималась.

Лариса ПРАЙСМАН