00:00, 30 декабря 2005 года

Как «воспитать» начальника

Финансовая сторона трудовых отношений давно находится в поле пристального внимания краевых властей, усилия которых направлены на создание условий для повышения зарплаты и, что немаловажно, своевременную выплату. О том, как решаются эти задачи, мы беседуем с министром труда и социальной защиты населения Ставропольского края Н. Пальцевым.

- Николай Иванович, на недавнем заседании в Ессентуках правительством было принято распоряжение «О мерах по повышению заработной платы и погашению задолженности по выплате заработной платы в организациях, расположенных на территории Ставропольского края», которое ставит задачи не только перед работодателями, но и представителями властных структур. От последних много ли зависит? И вообще, каковы темпы погашения задолженности?

- Властные структуры - это краевое министерство труда и социальной защиты населения, Государственная инспекция труда в Ставропольском крае, межведомственная комиссия. Скажу без преувеличения, что от них многое зависит, хотя полномочий, конечно, не всегда хватает. Мы провели много встреч на местах, обсуждая, каким образом каждому предприятию можно решить свои проблемы. В ряде случаев нечестные руководители не хотят справедливо делить заработанные коллективом рубли. А стоило объявить о предстоящем заседании, и на некоторых предприятиях-должниках тут же «находили» деньги. Общий результат таков: по сравнению с началом года задолженность сократилась значительно. Если на 1 января она составляла 121 млн. рублей, то сегодня – 80,9 млн. В 15 территориях края – Арзгирском, Благодарненском, Предгорном районах, г. Кисловодске - долгов по зарплате нет или они незначительны, в 12 районах их активно погашают. Но, увы, остается 9 районов и городов (в числе которых Ставрополь), где долги продолжают расти. Так что успокаиваться нельзя, пока 15 тысяч человек не получили заработанное.

Более всего людям должны предприятия-банкроты, и это огромная проблема. Неизвестно, кто и когда расплатится с работниками таких предприятий. Мы неоднократно выходили в правительство России с предложением внести поправку в закон о несостоятельности, чтобы «подвинуть» выплату зарплаты ближе к первому месту среди обязательных платежей банкротов. Насколько мне известно, эта поправка в ближайшее время будет принята.

Серьезно мешает сегодня диспаритет цен. В сельском хозяйстве больше всего долгов: за последние три года цена зерна упала, а горючее за это же время подорожало вдвое. Опять-таки мы поднимали перед федеральным центром этот вопрос, объясняли, что если так будет продолжаться и дальше, то с долгами, в том числе по зарплате, в сельском хозяйстве мы не покончим. Руководители будут ждать хорошей цены на свою продукцию, а до той поры всем придется сидеть без денег. Даже в хозяйствах, которые в этом году получили рекордные урожаи, не могут расплатиться с людьми вовремя! Впрочем, то, что руководство страны видит эту проблему, и поручило министру промышленности и энергетики РФ В. Христенко добиться, чтобы естественные монополии не диктовали политику цен, внушает оптимизм.

- А как обстоят дела с повышением заработной платы? Как мы выглядим в сравнении с другими регионами России?

- С начала года средняя зарплата в Ставропольском крае «подросла» на 23%, сегодня она составляет 5599,7 рубля. А прожиточный минимум для трудоспособной части населения – 2748 руб., то есть средняя зар-плата превышает его в два с лишним раза. Мы догоняем Астраханскую область, которая лидирует в ЮФО по этому показателю уже 10 лет. И тем не менее среднекраевая зарплата позволяет только обеспечить физиологическое выживание самому работнику и одному иждивенцу. Это, конечно, нас не устраивает. Диспаритет цен, о котором я уже говорил, низкий уровень развития производства и как следствие низкая конкурентоспособность продукции, отсутствие рынков сбыта играют свою негативную роль. Но, несмотря на все это, есть у нас хозяйства, которые изменили структуру производства и получают быструю отдачу, организовали переработку, сами торгуют своей продукцией – и люди там зарабатывают хорошо, деньги, как правило, получают вовремя. Например, ЗАО «Нежинское» Предгорного района, СПК колхоз «Родина» Красногвардейского района, ЗАО «Ставропольский бройлер» Шпаковского. Всех не перечислишь, потому что подобные предприятия есть практически в каждом районе, а также и в других отраслях...

- Если руководитель вовремя не платит своим работникам, можно его заставить. А можно ли как-то воздействовать на него, чтобы он повышал зарплату?

– Мы никому не можем приказать это делать. Поэтому надо, во-первых, совершенствовать законодательство, а во-вторых, договариваться с работодателями всеми возможными способами. Это мы и делаем. Работает краевая трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (власть – профсоюзы – работодатели), в каждом районе и городе есть подобная комиссия. На последнем заседании мы слушали Изобильненский район, где немало делается для улучшения жизни людей. Там средняя зарплата – около 5100 рублей. Но тем не менее для такого района, где есть промышленные предприятия, этого недостаточно. Вот в Буденновском районе использовали механизм обязательной регистрации трудовых договоров, начали фиксировать в них реальную заработную плату работающих у предпринимателей физических лиц, провели «воспитательную» работу – и зар-плата водителей такси, отраженная в трудовых договорах, поднялась от 800 рублей до 2,5 тысячи. Подобная тенденция и в Ставрополе, в среде торговых работников. Значит, такие же меры надо принимать повсеместно. А то у нас есть районы – Благодарненский и Курский, Новоселицкий и Петровский, Туркменский и Шпаковский – где 70, а то и 90% работающих у физических лиц получают минимум, определенный законодательством, – 800 рублей.

– Скорее всего, работодатели экономят на налогах и пенсионных отчислениях, настоящая заработная плата просто нигде не фиксируется.

- Да, это тот случай, когда люди получают «добавку» в конверте и не задумываются о том, что это отразится, например, на размере пенсии. Потому мы и стремимся повлиять на ситуацию с оплатой труда. Многие профсоюзные организации занимают наступательную позицию, но тем не менее, на мой взгляд, они могли бы еще более активно вести разъяснительную работу. Вообще воздействие на работодателей должно быть не односторонним, труженики сами должны проявлять активность и настойчивость, добиваться, чтобы обязательно заключался трудовой договор, чтобы в нем отражался реальный заработок, чтобы работодатель платил с него налоги и делал все необходимые отчисления. Ведь что получается? Недоплатил недобросовестный руководитель в фонд обязательного медицинского страхования – выходит, что его работников лечат за счет других. А почему, спрашивается, так должно быть? Не перечислил работодатель взносы в Пенсионный фонд – дважды обокрал своего работника: один раз сейчас, второй раз в будущем. Мне недавно пришлось разбираться с таким делом. Работал человек в ессентукском санатории «Ставрополье», неплохо зарабатывал, а пришла пора оформлять пенсию, и, как говорится, подсчитали – прослезились: сумма получилась очень маленькая, около тысячи рублей. И ничего уже не сделаешь, потому что с его зарплаты не уплачивались взносы в Пенсионный фонд.

Среди работодателей края сложилась недобрая традиция – недоплачивать страховые взносы на 12–13%. В начале года задолженность составляла 764 млн. рублей. Мы, конечно, будем принимать меры.

Подводя итог, скажу: повышение зарплаты и своевременная ее выплата – это общая задача. Мы будем настойчиво ее решать совместно с Государственной инспекцией труда, профсоюзами, объединениями работодателей, администрациями муниципальных районов и городов – и, надеюсь, при самом активном участии работающих.

Ирина ПАНАСКО