00:00, 23 декабря 2005 года

Достойны ли мы своих детей

И особенно близка эта тема педагогам, профессионально решающим многие из поставленных задач – в школьном классе и вузовской аудитории. Мы попросили поделиться своим видением ситуации ректора Ставропольского государственного университета профессора Владимира ШАПОВАЛОВА.

- Владимир Александрович, сегодня большинство нашего общества обеспокоено судьбой молодого поколения, слишком много проблем мы видим в деле воспитания личности. Кому решать эти проблемы – родителям, учителям, психологам?..

- Каждый родитель стремится сделать своего ребенка счастливым, но всегда ли средства, которые мы выбираем для этого, делают детей таковыми? Всегда ли мы, взрослые, осознаем, что порой навязываем своему ребенку те решения, которые в определенной мере являются воплощением наших желаний, и тем самым не даем возможности ему сделать собственный выбор: отдаем ребенка в так называемую престижную школу, во всевозможные секции и кружки, решаем, в какой вуз он должен поступить, какую специальность выбрать, с кем дружить, кого любить. И все – из лучших побуждений!

- «Белых пятен» на карте семейного воспитания всегда немало, и отчасти это понятно – меняются социально-экономические условия жизни, претерпевает изменения и общественная, и индивидуальная психология. А проблема взаимопонимания взрослых и детей по-прежнему остается «вечной». Почему, как вы думаете?

- На мой взгляд, это обусловлено недостаточным уровнем педагогической культуры у большинства взрослых, у большинства родителей. Да, в каждой семье имеются определенные педагогические знания, однако они далеко не всегда соответствуют требованиям современного, быстро развивающегося общества. Какая личность сегодня нужна, востребована? Прежде всего - успешная. А ведь целостное понимание такой личности – еще одна педагогическая проблема.

- Какой вы видите эту личность?

- Есть ряд качеств, без которых просто трудно ее представить. Прежде всего имею в виду образованность. Но «человек образованный» – это вовсе не то же самое, что «человек обученный», то есть усвоивший некий стандартизированный объем знаний, умений и навыков. Человек образованный – значит образовавшийся как личность, состоявшийся как личность и потому способный к личностной самореализации в пространстве культуры. И это человек, в котором присутствует прочно оформившаяся личностная доминанта.

- Наверное, в процессе формирования этой личности педагогам, в том числе вузовским, что называется, и карты в руки.

- Да, конечно, дать образование – это, безусловно, забота университета, забота образовательных учреждений всех уровней. Но и семья, и другие социальные институты закладывают основы образованности, влияют на них. В связи с этим совершенно очевидно, что все мы (семья, школа, университет) должны действовать в унисон.

И еще хочу подчеркнуть, что жизнь дает образованному человеку как бы два способа влияния на окружающий мир – через интеллект и нравственные качества. Они несомненно дополняют друг друга. Разве использование законов и правил нравственного поведения меньше необходимо человеку, чем знание законов физики или истории? Вот почему нравственное воспитание молодежи - неоспоримая и важнейшая цель всякого общества. Безнравственный знаток физики или химии, по-моему, более опасен, чем нравственно здоровый работник, хоть и не владеющий этими знаниями. Безнравственное отношение к своему делу в каждой сфере непременно завершится браком, порчей, вредом, убытками, лишениями, наконец, страданиями для многих. Более двух веков назад профессор Московского университета Е. Сырейщиков в статье «О пользе нравоучения при воспитании юношества» писал, что от всех болезней душевных предохраняет человека нравственная наука и что надо эту науку преподавать как можно раньше.

- Мы нередко видим, что в последние годы духовно-нравственное воспитание в значительной степени связывают с религиозным воспитанием и обучением. Как вы к этому относитесь?

- Конечно, каждый человек имеет право на собственные взгляды, в том числе и на атеистические, и на религиозные. И нет речи о каком-либо запрете или ограничении таких прав. Но мне кажется, правильнее было бы говорить не о религиозном, а о религиоведческом просвещении в государственных образовательных учреждениях.

- Если мы говорим о формировании образованной личности, то, наверное, прежде всего нужно сделать так, чтобы и сам юный человек понял и почувствовал, как ему важно «образовать» себя.

- Мне очень близка мысль, высказанная президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным в его ежегодном Послании: «…Каждый молодой человек должен осознать, что здоровый образ жизни – это успех, его личный успех. И результатом нашей работы должна стать осознанная молодым поколением необходимость в здоровом образе жизни…». Согласитесь, как ясно и как по-современному звучат эти слова! Вот мы и должны донести до каждого юноши и девушки идею о том, что вести здоровый образ жизни – престижно, модно, круто! Здоровой личности чужды наркотики, алкоголь, безделье и другие пороки. Она нацелена на успех.

Не менее важно внедрение толерантного сознания. Я говорю о толерантности в широком смысле слова, как признании и понимании «инакости» вообще. Люди часто боятся того, чего не знают. Особенно значимо это для нашего поликультурного региона, характеризующегося многоконфессиональностью, полиэтничностью, наличием большого числа мигрантов. Мы живем в соседстве с разными народами, но порой совершенно не знаем этнических особенностей наших соседей, что зачастую приводит к этно- и ксенофобии (боязни, неприятию чужих). Да что там говорить, мы даже свою культуру, свои традиции и обычаи знаем плохо!

Отнюдь не случайно Федеральным агентством по образованию недавно было рекомендовано ректорам вузов Южного федерального округа ввести в региональный компонент учебных планов дисциплины, спецкурсы, отдельные темы, повышающие этнокультурную компетентность студентов. Могу отметить, что наш университет в этом направлении работал на опережение. Еще в начале 90-х годов прошлого века такие изменения были нами сделаны. И сегодня мы имеем достаточно большой опыт в этой области: в преподавании этнопедагогики и этнопсихологии, этнической конфликтологии, этнических проблем современности и культуры межнационального общения, истории народов Северного Кавказа, истории религии, а также в проведении тренингов межкультурного диалога и семинаров, в разработке соответствующих научно-исследовательских проектов. Мы готовы, если будет на то желание министерства образования края, разработать комплекс аналогичного плана рекомендаций и для общеобразовательных учреждений.

- Владимир Александрович, сегодня наряду с названными вами ценностными ориентирами выдвигаются и патриотические...

- Да, и тут мы действуем в русле Федеральной программы патриотического воспитания граждан России. Хотелось бы в связи с этим обратить внимание на необходимость опять-таки синхронного действия различных социальных институтов: семьи, школы, вузов, средств массовой информации, общественных организаций в формировании патриотических качеств. Давайте поставим себе задачу, чтобы в библиотеках наших детей было больше книг, энциклопедий, развивающих игр, видеозаписей, ориентированных на познание истории своей страны, культуры народов, ее населяющих. На уровне государства и общества это должно получить выход в расширении спектра радио- и телепередач, в широком праздновании памятных исторических дат (например, недавнее празднование юбилея Куликовской битвы, тысячелетия Казани).

Современная личность, конечно же, должна развивать в себе социальную активность и мобильность. Нынешнему молодому поколению предстоит не просто жить в новом обществе, но и строить его! А это предполагает свободу личности, ее ответственность, умение эффективно взаимодействовать в обществе, наличие гражданской позиции, патриотизма, гибкое реагирование на меняющиеся реалии. И это лишь некоторые из педагогических проблем, с которыми сталкиваются взрослые в социализации и воспитании детей.

- Известно, что формирование личности происходит в разных пространствах – семье, классе, группе сверстников… Каждое из этих пространств обладает своим, особым педагогическим потенциалом, своими особыми средствами. Одним из таких воспитательных пространств, безусловно, является и вуз.

- Университет недаром называют аlma мater (мать кормящая). Он – носитель духа свободы, творчества, знаний, нравственности, культуры. Современный университет к тому же – это и образовательный социокультурный центр региона, формирующий личность, способную нести ответственность за свои действия не просто перед той или иной ограниченной группой людей, но и перед самим собой, перед будущими поколениями, перед человечеством в целом!

Ставропольский государственный университет сегодня обладает солидной кадровой, научно-исследовательской, материально-технической базой. У нас работают 8 научных школ, более 30 научных направлений, 11 диссертационных советов (из них 8 – докторских), 125 докторов наук и 450 кандидатов. Корпоративная сеть университета объединяет 30 учебных компьютерных классов, научную библиотеку, Региональный центр информатизации, Ставропольский региональный центр интернет-образования. Мы стараемся строить учебно-воспитательный процесс на основе индивидуального подхода. Мы не стесняемся той позиции, и я как ректор стою на ней, что нужно не только максимально учитывать, но если хотите, то и подстраиваться под запросы, интересы, потребности и возможности студентов, стремящихся получить качественное образование.

Исходя из этого в университете разработаны и внедрены система вариативного обучения на 12 факультетах, концепция воспитания, комплексная программа здорового образа жизни и другие образовательные целевые программы и проекты. Таким образом, используя богатый педагогический арсенал, университет решает проблему формирования современной личности. Названные мною средства и обеспечивают условия для этого, готовя молодежь к выполнению социальных ролей – роли специалиста, гражданина, патриота, семьянина.

Для университета характерны традиции фундаментальной научной подготовки в предметной области, а также в педагогике, психологии и методике, позволяющие готовить учителя не только для обычной общеобразовательной, но и для специализированной, в том числе профильной школы. Университет по-прежнему остается ведущим учебным и методическим центром, базой подготовки учителей и их профессиональной переподготовки. Мы уверены, что интенсификация обучения в магистратуре педагогов края позволит создать кадровую базу подготовки специалистов профильной школы.

Давно известно, что общество, которое всегда учится, имеет больший потенциал для развития. Содержание образования и образовательные технологии в школе за последние годы претерпели значительные изменения. Кроме того, кажется, все понимают и то, что образование должно стать непрерывным, человек должен учиться всю жизнь. И это определяется не только тем, что кто-то, например, не сразу нашел свою нишу, но и реальными проблемами в экономике, изменением рынка труда, активно идущими процессами информатизации. Хотел бы напомнить еще одну очень важную мысль, прозвучавшую на заседании Совета при президенте РФ по науке, технологиям и образованию, о том, что сами педагоги тоже должны пройти свой путь, путь обновления подходов к воспитанию, к внедрению современных образовательных, в том числе информационных, технологий с тем, чтобы квалифицированно работать с дистанционными программами обучения, использовать широкие возможности Интернета.

Университет, тесно взаимодействуя с министерством образования Ставропольского края, Ставропольским краевым институтом повышения квалификации работников образования, другими вузами, решает задачи постоянного развития педагогических кадров. У нас есть очень полезный опыт повышения квалификации учителей иностранного языка, истории. Возможно, следует собраться вместе с нашими коллегами, чтобы систематизировать эту работу, более четко продумать формы взаимодействия, используя потенциал СГУ и других вузов. А может быть, нужны и альтернативные проекты переподготовки школьных педагогов!

- Мы начали разговор с проблем взаимопонимания в семье, и вы указали на недостаточный уровень педагогической культуры родителей. Как с этим всем «багажом» нам быть дальше?

- Решение этой задачи – дело непростое. Я убежден, что использовать только традиционные формы работы с семьей (родительские собрания, родительские лектории, конференции) недостаточно. Мы считаем необходимым расширить тематику и увеличить количество телепередач, статей, журналов, массовых мероприятий, ориентированных на повышение роли семейных ценностей в обществе. И мы предлагаем создавать на базе образовательных учреждений (детских садов, школ, колледжей, вузов) семейные клубы, клубы по интересам, обмену опытом воспитания детей. Университет готов выступить разработчиком проектов и программ, способствующих повышению психолого-педагогической компетентности родителей.

- Существует, увы, еще одна острейшая проблема в процессе воспитания – проблема насилия над ребенком. Что вы можете сказать по этому поводу?

- Да, к сожалению, такая проблема есть, но, на мой взгляд, об этом надо вести отдельный разговор с участием педагогов, психологов, юристов.

А завершить наш сегодняшний разговор хотел бы словами коллеги, ректора МГУ имени М. В. Ломоносова академика Виктора Антоновича Садовничего, которые я полностью разделяю. Он считает, что многие родители, часто мысленно или вслух повторяя слова «малые дети – малые заботы, большие дети – большие заботы», порой не задумываются над тем, что в этом высказывании заложена необходимость осознания ими самими того, что расположение и уважение к себе детей нужно завоевывать постоянно – и своими помыслами, и делами, и поведением, завоевывать каждодневно, не довольствуясь тем, что было сделано когда-то. Это является непременной родительской обязанностью в течение всей жизни.

Конечно, это дается очень непросто, потому что многое из достигнутого родителями в прошлом в настоящем детьми не засчитывается: они воспринимают это как данность.

А что вообще дается просто в нашей жизни?

Хочу пожелать всем нам удачи в завоевывании симпатий и уважения у наших детей!