00:00, 21 декабря 2005 года

Неравенство мертвых-2

Спустя неделю наша газета вновь вернулась к этой теме. И вот почему. Компетентный источник сообщил нам, что в деле об осквернении могил якобы есть факты, свидетельствующие о том, что надгробия, изуродованные злоумышленниками, находились поверх… русских захоронений, что и могло стать причиной погрома.

При этом наша газета выступила с резким осуждением тех, кто надругался над могилами. «Мы, конечно, понимаем, - писали мы в материале «Неравенство мертвых» («СП», 15.12.05), - что это ни в коей мере не может оправдать лиц, совершивших не только противозаконный акт, но и преступление против нравственности. Тем не менее если все мы (и армяне, и русские) ратуем за установление добрых отношений между нациями и провозглашаем толерантность как одну из основных норм современного цивилизованного общества, то это подразумевает не только равноправие, но и обоюдную ответственность».

Несмотря на призыв газеты быть терпимее друг к другу, чтобы не допустить конфликтов на национальной почве, после этой публикации в редакции «СП» стали раздаваться звонки с обвинением газеты и автора в разжигании межнациональной розни. Были и письма, которые мы расцениваем как угрозу автору. Чтобы разобраться в ситуации, корреспондент «СП» выехал в село Надежда.

…Вчера на центральном, или, как его еще называют, «старом» кладбище было тихо и пустынно. Хожу между могил, разглядывая надгробия. Большинство из них датированы последними десятилетиями ХХ века. Много на кладбище и старинных крестов со стертыми от времени цифрами. В основном на могилах русские фамилии. Но есть на кладбище и солидных размеров участки, где похоронены армяне. Именно эти могилы изуродовали вандалы.

У ворот кладбища встречаю старушку, которая представилась бабой Ниной. Спрашиваю, знает ли она об осквернении могил?

- Ну, знаю, - отвечает она. – Но ты же, детка, должна понимать, что просто так ничего не бывает. Нельзя было им там могилки делать – на месте русских костей… А они старожилов не послушались. Вот и получилось, что в погроме на кладбище виноваты живые, а пострадали мертвые.

Выяснить, в чем же подоплека того, что произошло на сельском кладбище, я пришла в администрацию Надеждинского сельсовета.

- После того как на центральном кладбище были осквернены могилы, - говорит заместитель главы администрации Юрий Никулин, - в сельсовет приходили многие местные жители. Они рассказали о том, что еще в начале прошлого века на месте, где сейчас находятся армянские могилы, хоронили умерших во время эпидемии чумы. А потому долгие годы существовал запрет на захоронения в этой части кладбища. Кто его снял – сейчас сказать сложно. Одно понятно: установка могил в этой части кладбища могла вызвать недовольство жителей.

Слова замглавы администрации подтвердила и 81-летняя Анна Семеновна, рассказавшая, как с детских лет помнит, что местный поп категорически запрещал хоронить в этом месте кого-либо.

Но, по словам Юрия Никулина, большее возмущение надеждинцев вызвал другой факт:

- Когда-то на этом кладбище могилы не были огорожены. Люди хоронили близких и ставили скромные кресты и надгробия. Но потом, после массового переселения армян во время известных событий конца 80-х годов, здесь появились и могилы переселенцев. Самые неприметные из них занимают площадь более 24 квадратных метров. Но есть и такие, где покоится один человек, а огороженный участок - свыше 50-ти квадратных метров! Армян (как и людей других национальностей) госте-приимно встретили на ставропольской земле. Но мне кажется, люди должны понимать, что такое отношение не может не вызвать ответной реакции. Кстати, теперь и многие русские предпочитают огородить участки: люди боятся, что впоследствии для могил их близких просто не останется места. И вот что показательно: во время недавней предвыборной кампании в Надеждинский сельсовет эта тема звучала неоднократно.

Ответ на вопрос о неравенстве может быть один: выделение земли под захоронения в Надежде велось практически бесконтрольно. На местном кладбище всех хоронят бесплатно, и людям просто предлагалось выбрать себе свободный участок. Но, похоже, не все имеют чувство меры... Мне неизвестно о фактах, чтобы при постановке памятников разрушались могилы родственников ныне живущих сельчан. Но здесь было множество заброшенных захоронений. Теперь невозможно точно сказать, кто раньше покоился под землей, где воздвигнуты нынешние постаменты. Но захоронения, по нашим данным, там были.

Сейчас мы пытаемся навести порядок и на этом, и на так называемом «новом» кладбище. Но хочу подчеркнуть: в Надежде не собираются притеснять ни одну из проживающих здесь национальностей. В селе никогда не было конфликтов на межнациональной почве, и хочется верить, что так будет продолжаться и впредь. Но это возможно только в том случае, если будет уважительное отношение не только друг к другу, но и к местным традициям.

Этого же хотят и сельские жители.

- Для меня происшедшее на нашем кладбище, - говорит старожил села 90-летняя Варвара Федоровна Бруснева, – это огромное горе. У нас много соседей-армян: золотые, я вам скажу, люди. Кто мог посягнуть на армянские могилки – уму непостижимо! Я это кладбище еще с трех лет помню. С мамой часто ходили туда. Но в те годы на кладбище порядок был – не то что теперь. Там тогда даже веточку сломать боялись. Во-первых, кладбище огорожено было и охранял его сторож, а во-вторых, люди, наверно, тогда другие были…

Нам же хотелось бы вспомнить и о другом. Когда мы говорим «неравенство мертвых», мы имеем в виду не только армян, но и людей других национальностей, христиан и нехристиан, которые занимают под свои захоронения целые кварталы на других ставропольских кладбищах. Ссылаясь на то, «что у них так принято». Так – не принято. И чтобы земля, в которой погребены мертвые, была равной для всех, согласие должны найти мы, живые…

Александра МОЛОЧНИКОВА (в браке – РАШИДОВА)