Камень заложен
Открывал же повестку четвертого в этом году заседания совета вопрос о краевом бюджете-2006. Губернатор А. Черногоров пригласил к диалогу представителей политических сил, общественников, ученых, журналистов, чтобы познакомить их с основными позициями главного финансового документа региона.
И.о. министра финансов края Т. Погорелова рассказала об основных предполагаемых параметрах будущего бюджета. Несмотря на ряд позитивных тенденций, отмеченных в докладе финансиста, факт остается фактом: Ставрополью предстоит жить с дефицитным бюджетом. Расходы превысят доходы примерно на два миллиарда рублей. И надеяться здесь приходится лишь на собственные силы. Наш дотационный край не получил желаемых преференций из федерального центра. Московские трансферты не только не будут увеличены, но и снизятся примерно на процент по сравнению с годом уходящим.
В этой связи многие члены совета высказали недоумение. Ставрополье на протяжении года работает по новым правилам в области организации местного самоуправления. Вошли мы в реформу, по сути, благодаря собственному энтузиазму, не подкрепленному, кстати, звонкой московской монетой. А федеральный центр никак это не оценил: кроме одобрительных слов, что, дескать, Ставрополье «пробивает» дорогу для других регионов на непростом пути реформирования, иных, в первую очередь материальных стимулов, пока не видно. А ведь львиная часть расходов бюджета-2006 лежит именно в области организации нормального существования местного самоуправления. Примерно в этом ключе говорили члены политсовета. От этого посыла отталкивался в рассуждениях и губернатор.
Возвращаясь к главному финансовому документу, стоит отметить, что проект бюджета на следующий год правительство уже внесло в краевую Думу. Так что ситуация с обсуждением вы-глядит несколько двояко, и звучавшие рассуждения смотрятся несколько странно, ведь выбирать место для строительства, когда фундамент уже заложен, мягко говоря, поздновато. Впрочем, бюджет еще будет дорабатываться в Думе. Войдут ли туда предложения членов совета – вопрос открытый. А ГДСК намерена принять его уже в этом году.
И еще один момент, связанный с обсуждением бюджета. Он позиционируется как социально-направленный, то есть основная часть расходов будет связана с выполнением социальных обязательств – выплат зарплат бюджетникам, финансирование различных льгот и субсидий. На развитие экономики остается не так уж много. В то время как многие политические силы хотят видеть рост краевой экономики, а без капитальных вложений в промышленность, производство сделать это не удастся. В этой связи руководитель регионального отделения Союза правых сил Б. Оболенец заметил, что правительство должно мыслить стратегически, разрабатывать долгосрочные программы, сулящие финансовый успех.
Затем члены совета приступили к обсуждению краевого закона об Общественной палате. Руководитель рабочей группы совета, которая занималась подготовкой законопроекта, ученый-историк А. Киргуев рассказал, что работа над этим актом продолжалась на протяжении нескольких месяцев. Над законом трудились не только члены совета, но и юристы исполнительной и законодательной властей Ставрополья. Они постарались учесть все нюансы и более четко, нежели в федеральном законе, прописать механизмы избрания членов краевой Общественной палаты. Предполагается, что она будет состоять из 30 человек. Схема формирования схожа с той, что применяется в общероссийской палате. Первые десять человек будет назначать губернатор. Следующие десять войдут в нее от региональных и межрегиональных организаций нашего края. Затем же первые два десятка отберут еще 10 от местных организаций. Работа по формированию палаты начнется уже в конце этого – начале следующего года, сразу после того, как законопроект будет принят краевой Думой.
А. Киргуев подчеркнул, что главная задача палаты – быть посредником между властью и обществом. А закон он назвал не иначе как первым камнем в фундаменте будущего гражданского общества.