Зверя и то жалко
Нет, сейчас ни меня, ни моих домочадцев не выведет на край станицы (или зачем далеко ходить - прямо во двор, в огород!) и не пустит в расход подчистую какой-нибудь комиссар со товарищи из отдела розысков и обысков при ревтрибунале, объясняя сие действие революционной целесообразностью.
И антисоветчину мне теперь не пришьют. Не сфальсифицируют уголовно-политическое дело как на «кулака», «спеца», «левого или правого уклониста». Не выселят в места не столь отдаленные - на вымирание, как многих других.
Но что с того, что теперь, кажется, не вернется эта холопская жестокость, сопротивление которой было бессмысленным? Ведь кровавая история все равно продолжается. И я не вижу здесь существенного прогресса, если не считать, конечно, что прогресс, как горько пошутил Фазиль Искандер, – это когда тебя убивают, но уже не отрезают уши.
Может, тут действительно (грешным делом думаешь) действуют «вечные» законы природы, заключающиеся в том, что рост средств существования отстает от роста народонаселения? И прав был чертов людоед англичанин Мальтус, считавший, что соответствие между численностью населения и количеством средств существования должно регулироваться эпидемиями, голодом, войнами, непосильным трудом, истребляющим огромные массы людей? Да нет же, конечно! Тут уж скорее, наверное, был прав Белинский, который делился с Гоголем своим наблюдением: «Что за народ! Его палками бьют – не обижается!»
Чечня и Дагестан, Беслан и Дубровка. Беженцы и переселенцы. Дефолт и обесцененные вклады. Пенсии – пусть бы пожил на эту подачку кто-либо из государственных деятелей или начальников! Минимум социальных гарантий. Обнищание абсолютного большинства населения – не могут же все заняться частным бизнесом или уйти в чиновники! Отвратительный алкоголь, потребляемый по бедности и буквально пожирающий организм. Уличная и всякая другая преступность, когда человека в темном углу, а то и средь бела дня убивают просто так, ни за что, ни про что и получают за это по несколько лет колонии...
Итог всех этих реалий (различного происхождения, но единых по сути) налицо: ежегодно в России вымирают и погибают два миллиона человек! Многие из них отправляются на тот свет раньше отведенного им срока, насильственной смертью, из-за низкого уровня жизни, плохих условий существования. Не мытьем, так катаньем… Пусть даже и не причиняется физического насилия и нет репрессий, все равно многие государственные инициативы и социальные проекты, ради которых нас просят в очередной раз потерпеть, выходят боком. И не каждый способен подняться на ноги. Нужны примеры? Да они под рукой: стоит только почитать редакционную почту.
Когда же в этом печальном перечне нарушений личных и гражданских прав, принадлежащих человеку, можно сказать, от рождения, в том числе права на жизнь, физическую целостность и личную неприкосновенность, можно будет поставить в конце концов жирную точку, а не туманное и неопределенное многоточие?..
Очень хрупким оказывается наше бытие. Человек - как звезда на небе. В каждом из нас живет целый мир, огромная Вселенная. Мы говорим, мыслим, что-то планируем, кому-то нужны… И вдруг всё это начинает падать, рушиться, а то и в одночасье может оборваться! Государству де-факто принадлежит право распоряжаться нашими судьбами, но оно не может нас защитить. Да что там нас – даже себя! Вернется ли подлинное понимание истинной стоимости человеческой – бесценной и единственной! – жизни?
Впрочем, недавно в печати мелькнула цифра - около 300 тысяч долларов. Именно в такую сумму, по расчетам одного судебного эксперта, оценивается средняя базовая цена ущерба от потери человека. И у нас, мы знаем, в последнее время хотя и с трудом, но начали выплачивать различные компенсационные и страховые единовременные выплаты семьям погибших в результате стихийных бедствий, террористических актов, дорожно-транспортных происшествий…
Но разве эти компенсации восполнят горькие потери?
Близки и понятны чувства родственников жертв Беслана. Они не только потребовали честного расследования и наказания тех чиновников, чья халатность или некомпетентность способствовали кровавой драме, но некоторые решили подать петицию о предоставлении им политического убежища за границей: «Потеряв всякую надежду на справедливое расследование причин и виновников нашей трагедии, мы не желаем больше жить в стране, где жизнь человека ничего не значит». Очень, по-моему, примечательный факт!
Так что же прикажете делать? Будто я знаю!.. Но какой бы сценарий очередных судьбоносных выборов для нас, слепого и глухого электората, ни написали политтехнологи на этот раз, уверен: всерьез надо воспринимать только тех лидеров, кто именно человеческую жизнь ставит во главу угла своей программы. Ну и не нужно, конечно, хотя бы самим на бытовом уровне портить жизнь друг другу, доводить ее до кровопролития. И вообще… Как там пел когда-то кумир молодежи Виктор Цой? – «Смерть стоит того, чтобы жить». Что еще остается!..