00:00, 2 декабря 2005 года

Сломанный нюх

Говорят, деньги не пахнут. Но цветочки и ягодки отечественного аферизма источают хорошо узнаваемый запах, особенно если речь идет о пирамидах. Запах, который у подавляющего большинства россиян после финансовых пепелищ, оставшихся от МММ, «Властилины» и прочих, должен бы, по идее, вызывать аллергию. В острой форме. Однако – удивительное дело – не вызывает. По крайней мере, далеко не у всех. Амброзия а-ля Остап Бендер пышно цветет в нашей стране, и плач стоит по всей Руси – то там народ обманули, то тут надули. Выходит, у граждан сломанный нюх. А еще – сломленный дух, поскольку защитой собственных интересов, попранных Бендерами разных сословий, мало кто утруждается. Не верят обманутые люди, что своими маленькими силами смогут добиться правды от государства. Однако одна ставропольская семья решила попытаться, дав объявление в газете: «Пострадавших от деятельности жилищного кооператива «Мегаполис» просим обращаться по телефону…». Это домашний телефон супругов Гундарь.

Птичка в клетке

Объявление жилищного кооператива с громким для Ставрополя названием «Мегаполис» Елена и Денис Гундарь прочитали в рекламной газете. Ипотечное кредитование на срок до 20 лет, государственное финансирование… «Конечно, это привлекает, - говорит Елена, - но на самом деле все не так».

А вот как. В марте они вступили в кооператив, отдав лично в руки его председателю Екатерине Черняк 99 тысяч рублей - треть от стоимости комнаты в общежитии, которую хотели покупать. Подписали договор. Но не тот, с которым ранее ознакомились и где все пункты семью устраивали, а другой… Его в самый последний момент подсунула обаятельная председатель. Сославшись на то, что сии бумаги в кооперативе типовые. При этом, как рассказывают супруги, она куда-то очень спешила, папку с остальными документами пролистала, но ничего толком не показала, мол, все у нас в порядке, давайте подписывать. Момент, видимо, был чисто психологический. Впоследствии Елена Гундарь напишет в краевую прокуратуру: «Так как я была с двухгодовалым ребенком на руках и не разбираюсь в тонкостях юриспруденции, то поверила словам Черняк…»

Подмена договора, искусственная спешка, квитанция без номера… Логику дальнейших событий нетрудно предугадать: в назначенный срок, т. е. через три месяца, никакой крыши над головой у семьи не появилось. Это был июнь 2005-го. И ныне воз на прежнем месте. Вот такая ипотека на 20 лет…

Теперь о государственном финансировании. Им, понятное дело, и не пахнет. В чем сама Е. Черняк, вздыхая, признается. Весь капитал кооператива состоит из средств пайщиков. В настоящее время управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю проводит проверку на предмет соблюдения законодательства о рекламе. Вероятно, по ее результатам объявление «Мегаполиса» отнесут либо к недобросовестной рекламе, либо к заведомо ложной, с помощью которой «рекламодатель умышленно вводит в заблуждение потребителя». И запретят.

Ежик в тумане

«Но я, знаете, не финансист. Я свободный художник и холодный философ», - представлялся Остап Бендер. Екатерина Ивановна Черняк отрекомендовалась мне скромнее - бывшим банковским работником.

Для справки. «Мегаполис» был учрежден в 2003 году двумя лицами - самой Е. Черняк и Ириной Чемеркиной, ее дочерью. За это время в него вступили более 45 человек. Это по подсчетам самой Е. Черняк. Сколько на самом деле, наверное, не скажет никто. Сермяжного правдивого реестра членов кооператива, похоже, просто не существует… Разговор на эту тему получился крайне занятным.

- Екатерина Ивановна, у вас есть реестр членов кооператива?

- Да, но он сейчас на проверке.

- И что, у вас даже копии не осталось?

- Копия есть. Но только за полгода.

После чего глава «Мегаполиса» минут десять роется на своем рабочем столе в поисках чуть ли не ключевого (!) списка, который, по идее, должен отражать суммы паевых взносов и очередность. Впрочем, это не мешает председателю заявлять, что сейчас кооператив «работает в нормальном русле, есть небольшие убытки, но все направлено на целевое использование тех средств, которые поступают».

- И сколько денег аккумулировано за все время работы кооператива? – задаю интересный вопрос.

- А этого я сказать не могу… Могу сказать, сколько было освоено – где-то 8-9 миллионов. Куплено 13 квартир и еще пять частично проплачены.

- Хорошо. Тогда покажите документы на уже приобретенные квартиры.

Опять суета. Перелистывание множества папок сразу в двух кабинетах и волшебный итог – лишь пять копий свидетельств о праве собственности. Переписала фамилии, города, улицы, номера домов и квартир. Впоследствии, пытаясь найти телефоны ставропольских адресатов по «09», я получала неизменный ответ: в справке не числится…

Официальный запрос о количестве жилых помещений, оформленных на граждан через жилищный кооператив «Мегаполис», газета отправила и в управление Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю, которое как раз выдает оригиналы свидетельств о праве собственности. Однако предоставить столь важную для многих людей информацию ведомство категорически отказалось…

Деньги в кармане

Говоря о том, что реестр находится на проверке, Е. Черняк не уточнила, что деятельностью «Мегаполиса» всерьез заинтересовались оперативники. Дело в том, что Елена Гундарь, «поняв, что ее просто обманывали», начала звонить в колокольчики правоохранительных органов. И реакция пошла. Сначала - в виде отказов в возбуждении уголовного дела. Сейчас вроде в конце туннеля забрезжил свет. Из прокуратуры Ленинского района Ставрополя пришел ответ, подписанный и. о. заместителя прокурора района В. Батищевым, что материалы все-таки возвращены на дополнительную проверку.

Параллельно люди, не дождавшись ни жилья, ни возврата вложенных кровных, стали подавать гражданские иски в суды. О взыскании суммы долга. И выигрывать их. А многих Е. Черняк продолжает кормить завтраками, что вот-де скоро банк даст кооперативу солидный кредит, накуплю квартир. Непонятно только, какой такой чудо-банк даст хоть рубль организации с арестованными счетами, кассой и свежим уголовным делом на руководителя…

Да, уголовное дело все-таки завели. По статье за мошенничество. Но по заявлению не семьи Гундарь, а жительницы Ростовской области, которая хотела с помощью «Мегаполиса» приобрести в Ставрополе однокомнатную квартиру. Цитирую справку Управления по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД СК: «По результатам почерковедческого исследования стало известно, что подпись на получение 100000 рублей (как возврат части паевого взноса) на имя Е. является подложной. 19.10.2005 года было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 159 УК РФ в отношении председателя ЖК «Мегаполис» Черняк Е. И., которая, злоупотребляя доверием Е., похитила деньги в сумме 237 000 рублей. В настоящее время проводятся мероприятия, направленные на документирование преступной деятельности Черняк Е. И., установление фактов, подобных вышеизложенному, а также имущества Черняк Е. И., добытого преступным путем».

Не знаю, как Екатерина Ивановна, а сам кооператив – фактически голодранец. Все, что у него есть, - это 1/3 доли в праве собственности на квартиру в краевой столице. И абсолютно пустой счет. Это, несмотря на то, что организация продолжает «работать», привлекая новичков, мечтающих о собственном жилье. Странно, не правда ли? В жалобе в прокуратуру края Е. Гундарь пишет: «Квитанция была выдана мне без номера… но была зарегистрирована под №56 бухгалтерской проводкой… 23.09.2005 г. была выдана квитанция П. (другому члену кооператива. – А. Б.) к приходному кассовому ордеру под № 133 о внесении денежных средств в кооператив… Несложная арифметика позволяет сделать вывод, что на 23 сентября 2005 г. уже было выписано как минимум 77 квитанций. Понятно, что речь идет не об одном миллионе рублей, но Черняк Е. И. по-прежнему продолжает заявлять, что денег нет…»

В беседе со мной глава «Мегаполиса» подтвердила, что деньги поступают, но «здесь, внутри, и расходуются, я даже за аренду плачу через банк по квитанции, а не через расчетный счет».

Теперь понятно, почему судебные приставы до сих пор не могут исполнить решение суда, т. е. взыскать с «Мегаполиса» почти полтора миллиона рублей в пользу трех граждан, уже выигравших процессы. Как сообщил заместитель начальника Ставропольского отдела управления судебных приставов Евгений Островерхов, «будем добиваться возбуждения уголовного дела за неисполнение решения суда».

Страна по уши…

В России полно тех, кто бескорыстно любит деньги, причем чужие. Это больное место не только экономики. Но уже и большой политики. На этой неделе президент Владимир Путин, выступая на заседании Совета по реализации национальных проектов, отметил, что сегодня около 80% квартир строятся на средства граждан, и «их вложения должны быть надежно защищены».

Думается, то же самое касается и накопительных жилищных кооперативов, плодящихся и меняющих вывески, как только припекло. Например, печально известный жилищный кооператив «Аврора» после того, как на руководителя завели уголовное дело, свободно трансформировался и продолжал «работать» под другим именем – ПЖК «Строим вместе-СК» (не путать с ПИК «Строим вместе»). Но, очевидно, в том же духе. Ведь в реальности брюки редко превращаются в элегантные шорты. Определением краевого арбитражного суда в отношении ПЖК «Строим вместе-СК» введена процедура наблюдения.

На Ставрополье есть нормально работающие кооперативы, которые действительно помогают в решении острейшего квартирного вопроса, предоставляя рассрочку тем, кто не в состоянии выложить за жилье всю сумму сразу. Там строго соблюдается очередность, регулярно собираются общие собрания членов кооператива, а денежный оборот идет только через банк, а не через руки председателя или бухгалтера. Но таких очень немного.