Отрицательный опыт - тоже опыт
Дмитрий Козак не скрывал, что многие вопросы реформы местного самоуправления еще требуют решения. В том числе и на федеральном уровне. Это прежде всего вопросы разграничения собственности, наделения муниципальной власти собственными доходами. Эффективного механизма здесь так и не найдено. А значит, муниципалитетам не хватает политической комфортности.
Нужно сделать все, подчеркивалось на пресс-конференции, чтобы создать гарантии защиты граждан от произвола местной власти, от ее недобросовестной работы. Предложен целый ряд механизмов, которые обеспечивают эффективную работу и подконтрольность муниципалитетов не вышестоящим органам, а прежде всего гражданам.
Что касается ответственности руководителей муниципалитетов перед избравшим их населением, то, по мнению полпреда, она установлена законом. Каждый глава муниципального образования «обязан ежеквартально обнародовать отчет, на что он потратил деньги». В том числе, сколько на себя любимого и чиновников. Это прозрачность власти. Кроме того, он должен научиться прогнозировать, куда в первую очередь направить деньги на дороги, школы, озеленение. И граждане, зная, как работает глава, могут и должны делать соответствующие выводы на очередных выборах или путем досрочного отзыва (этот механизм тоже прописан в законе).
Муниципальная власть, убежден Дмитрий Козак, - наиболее близка народу и является инструментом формирования институтов гражданского общества, повышения социальной активности граждан, повышения их ответственности за все, что происходит в конкретном населенном пункте. Сверхзадача (ее государственный характер был подчеркнут) заключается в том, что люди должны понять: от того, как они участвуют в местном самоуправлении - тех ли выбирают, активны ли сами, зависит качество их жизни. Если сидеть на печке, никуда не ходить и не верить ни во что, хуже будет для нас всех. Больше будет произвола власти, больше разрыв между нею и обществом. И в итоге жить мы будем хуже.
Получат ли регионы материальную помощь на проведение реформы? Вряд ли, отметил полпред. И не в таком объеме, как они хотят, хотя желание многих руководителей иметь денег побольше естественно.
- В связи с проведением реформы, - сказал Дмитрий Козак, - денег в стране больше не стало. Они уже распределены. И вряд ли можно найти дополнительные ресурсы, чтобы озолотить местное самоуправление. Иллюзий здесь строить никто не должен.
В то же время, отмечалось на пресс-конференции, «на муниципальный уровень средств недостаточно» в качестве собственных законных источников дохода. А поскольку ответственность разграничена, ни у кого нет желания их отдавать другому уровню власти. Но, как бы мы ни считали, от перемены слагаемых сумма не меняется: денег все равно много не будет. И задача в том, чтобы все уровни власти старались заработать больше.
Что значит заработать больше? Создать условия для развития предпринимательства на каждой территории. Никакого другого способа зарабатывания денег пока просто не существует. Добавочный продукт можно создавать только с помощью частного предпринимательства.
Лишь после создания финансовой самостоятельности муниципальная власть может стать независимой от власти региональной и федерального центра. Пока же речь идет о минимизации этой зависимости.
Человеческий фактор в денежном вопросе в ходе реформы трансформировался в такой аргумент: стало больше муниципалитетов, и, следовательно, больше чиновников, требуются деньги на оплату их труда. Дмитрий Козак отметил, что в целом чиновников по стране больше не должно стать - существуют соответствующие расчеты. Вместо назначаемого ранее главы муниципального образования будет он же выборный и депутаты, которые будут в «подавляющей своей массе работать на общественных началах». Должны уменьшиться и орграсходы, так что масштабы «муниципальных трат» должны быть значительно меньше. Тем более что в стране в 1993 году было 29 тысяч муниципалитетов, сейчас их должно стать 24 тысячи.
Многие избранные главы, с тревогой говорили журналисты, не знают, что за «зверь» компьютер, в одном из регионов треть из них не имеют высшего образования. Смогут ли эти «кухарки управлять государством»? Смогут, успокоил Дмитрий Козак. И опыт такой уже есть. Да и, в принципе, управлять муниципалитетом быстро можно научиться: ничего непонятного в этом нет. Надо посчитать свои доходы, понять, где можно заработать денег в бюджет, и на что их расходовать. Это «как семейный бюджет, только на один порядок сложнее».
Есть и сторонники, и противники реформы местного самоуправления. Одни считают, что более эффективной является бюрократическая вертикаль, где можно любого снять, любого наказать, дать указание по любому вопросу. Есть другие, которые убеждены, что единственный путь развития – создание системы, предполагающей самостоятельность и ответственность. Только ответственность должна быть реальной. Для жителей территории должны быть созданы конкретные механизмы, через которые можно спросить у муниципальной власти за работу. И еще, должна быть создана система материального поощрения сотрудников этой власти.
А что касается вертикали, ее обеспечит передача федеральных полномочий на уровень субъектов федерации и муниципалитетов.
Наш край, уже почти год внедряя муниципальную реформу первым в России, нахватался не только плюсов, но и синяков и шишек.
- Что касается оценки опыта Ставрополья, – сказал полпред, - даже при всех минусах (потому что отрицательный опыт тоже опыт) Ставропольский край, естественно, продвинулся в этом направлении дальше, чем те, кто еще не начинал эту работу.
Нерешенный у нас вопрос о жилищно-коммунальной собственности, в частности о передаче имущества ГУПов муниципалитетам, Дмитрий Козак определил как «идеологическое противостояние». И напомнил, что во всем мире коммунальная система всегда находится в муниципальной собственности. Что касается денег на ее содержание, это отдельный вопрос. Чтобы не породить иждивенчества, муниципалитеты сами должны зарабатывать деньги на это.
С реформой муниципальной власти мы опоздали, подчеркнул Дмитрий Козак. Так что нужно упущенное наверстывать. Как выяснилось, в условиях нехватки денег, кадров и полного отсутствия опыта и у самой муниципальной власти, и у нас всех.