00:00, 25 ноября 2005 года

Вооруженные… шваброй

В разгаре осенний призыв. Причем отправляются служить и те, кто вместо автомата «вооружится» шваброй или похожим инструментом – те, кто выбрал альтернативную гражданскую службу. Есть среди них и ставропольцы.

Вопреки ожиданиям политиков и военных, альтернативный вариант срочной службы не пользуется популярностью. Изначально прогнозировалось до 150 тысяч альтернативщиков ежегодно. На практике же получилось гораздо меньше. Год назад в стране было подано 1800 заявлений о выборе АГС, в этом - почти на тысячу меньше. Положительное решение принято в отношении 547 из них. Направлены для прохождения альтернативной службы и того меньше – лишь 135 человек. Эти данные огласил заместитель начальника Генштаба ВС, руководитель Главного организационно-мобилизационного управления генерал-полковник Василий Смирнов на одной из пресс-конференций. Падает интерес к АГС и среди молодежи в нашем крае. В частности, если первоначально (в апреле 2004 года) заявлений о замене военной службы на альтернативную было 84, то уже в следующем полугодии 11. На нынешний призыв еще меньше - 10. На будущий, весенний, и вовсе три, правда, цифра эта не окончательная.

Впрочем, о прохладном отношении к скандальному и долго-жданному, но, как выясняется, почти ненужному закону изначально предсказывали правозащитники. По их мнению, в основе проблемы лежат две причины: во-первых, соответствующее заявление надо подавать за полгода до призыва, то бишь аж за шесть месяцев – уйма времени, в течение которого обстоятельства могут поменяться либо появится возможность вовсе избежать отправки в армию. Во-вторых, проходить альтернативную службу зачастую предлагают на гражданских должностях, но в военных учреждениях. Что противоречит религиозным убеждениям ряда призывников. Изначально не устроили многих и жесткие условия прохождения службы. Напомним, срок АГС превышает традиционный почти в два раза и составляет 42 месяца. Для специалистов с вузовскими дипломами – 21 месяц. Если АГС придется проходить в военной структуре, тогда ее срок укорачивается до 36 и соответственно 18 месяцев. Как правило, служить необходимо за пределами малой родины (по так называемому принципу экстерриториальности). Работать за мизерную оплату плотниками, подсобными рабочими, малярами, санитарами и так далее. Причем работодатель предоставляет только жилье и оплачивает отпуск. А вот кормиться и одеваться придется самостоятельно. В общем, боролись за право менять вид службы, а на практике получили серьезные «тяготы и лишения».

Кстати, из 10 человек, изъявивших на Ставрополье в нынешний призыв желание проходить АГС, направлены служить семеро (двоим, предоставлена отсрочка, а третий и вовсе уехал жить в другой регион). Больше всего из нынешнего потока повезло двоим ставропольчанам, которые, вопреки принципу экс-территориальности, останутся в краевом центре. Служить парни направлены в Ставропольскую краевую клиническую психиатрическую больницу № 1. Кстати, они будут не первыми, с прошлой осени там уже работает альтернативщик, также проживающий в Ставрополе. Остальные молодые люди уже уехали отдавать долг Родине подсобными рабочими и плотником в больницу и училище в Челябинскую область, а двое братьев из Кочубеевского района – в Удмурт-скую Республику работать на строительном предприятии. Отметим, что, как и в прежние призывы, все альтернативщики вы-брали данный вид службы из религиозных убеждений.

В итоге нынче 35 ставропольских молодых людей служат в других регионах России и трое в Ставрополе. А вот альтернативщиков из других регионов в крае по-прежнему не принимают. Потребность в помощниках есть, а возможности нет.

- Каждый год поступают заявки от ставропольских организаций, готовых принять ребят, проходящих АГС. В основном это учреждения здравоохранения. Но главная проблема остается нерешаемой – нет условий, а точнее, жилья, – говорит главный специалист отдела Управления федеральной государственной службы занятости населения по Ставропольскому краю Валерий Манойло. – Именно поэтому мы пришли к выводу, что намного проще оставлять альтернативщика служить на его малой родине. И проблем меньше, и пользы больше.