00:00, 19 ноября 2005 года

Королевство кривых

Выставку, которая так и называлась «Королевство кривых…», подготовили всего два человека – студенты дизайнерского факультета Ставропольского художественного училища Юлия Ромасева и Андрей Баранов. Основное ее направление – поп-арт, в рамках которого были представлены предметная инсталляция, скульптура, графика, живопись, фотография. Кто не знает, поп-арт – это одно из движений английского и американского искусства 1950-60-х гг. Оно стало важной частью нового культурного сдвига – вместе с рок-музыкой, «новой философией» и многим другим. Это искусство авангардное и удивляющее, где для произведений можно использовать любые подручные материалы.

Экспонаты открывали ангелы. Полина Каравинская (студентка факультета живописи) читала стихи, написанные самими ребятами. Юля и Андрей существовали (играли в шахматы, танцевали, общались) в зале вместе со зрителями. В своих образах они эффектно смешали классику и панк: черный фрак без рукавов, ирокез, джинсы у Андрея, черное платье, маленькие черепа на белой обнаженной спине у Юли.

В рамках предметной инсталляции представлялась коллекция «Образы людей», подготовленная Юлей. Это были различные пары обуви: белые ботинки на шнуровке с изображенными на них карточными мастями, высокие зеркальные сапоги, туфельки аквамаринового цвета с круглыми носами, внутри которых написаны стихи, и проволочными бубонами, а еще черные ботинки на разбитом зеркале. Чтобы было понятней, скажу, что термин «инсталляция» произошел от английского глагола «to install» (устанавливать), что в некоторой степени описывает технические аспекты изготовления инсталляции: ее не «рисуют», не «пишут», не, и еще раз не, а именно устанавливают, составляют из отдельных разрозненных частей. Создавая неординарные сочетания тривиальных вещей, художник выявляет в них те смысловые значения и качества, которые остаются скрытыми от обыденного восприятия. Вот и в «Образах людей» автор, соединив несоединимое, вложила свой смысл: люди, представленные обувью, бегут. Первый спотыкается о грань (выложенную из кусочков зеркала линию), второго догоняют по его тени, туфельки – это образ девушки, стоящей на грани обрыва и читающей стихи, а последняя пара обуви – это точка, отражение взаимоотношений людей.

В некоторых работах участвовали ангелы. Например, картина, на которой ангелы растворились, а сбоку торчит только крыло одного из них. Еще один интересный экспонат, выполненный Андреем, - это скульптура человека, сидящего на стуле. Это такое объемное тело в натуральную величину, сделанное из… газет. А в руках чистый белый лист. Это тоже королевство кривых: от газетного до белого листа, но в обратную сторону. Впечатлила и другая композиция, выполненная из белого скульптурного пластилина: на столе, покрытом черной тканью, лежали две руки, одна из которых была зажата в кулак, другая расслабленная. По замыслу Андрея эти жесты передают эмоции людей.

Представлялись на выставке и фотографии. Их автор также Андрей Баранов. В основном это были портреты. Через выставленные работы передавался контраст мягкости форм лица, изящной пластики тела с грубой фактурой. На одной из фотографий было изображено ухо, в углу написана не совсем культурная фраза (накладка другой фотографии стены). Потаенный смысл произведения вот в чем: что-то нельзя произнести вслух, но можно «услышать». Вообще же фотографии стен очень интересны. На них можно найти много забавных моментов и читать историю.

На выставке каждая работа несла определенный смысл. Может, потому, что он не лежал на поверхности, и все экспонаты были анонимными, в зале не все поняли происходящее действо. Впрочем, многие посетители, как и преподаватели училища, по достоинству оценили почти годовую работу Юли Ромасевой и Андрея Баранова. А я в очередной раз убедилась, что в нашем городе есть действительно талантливые люди.

Елена МАКАРОВА. Фото Даниила СЕМЕНОВА