00:00, 18 ноября 2005 года

Вырванные страницы

Уютный старинный зал, рояль, тяжелые шторы, портреты на стенах, сотни фотографий и документов, рассказывающих о пребывании на Водах выдающихся деятелей культуры и искусства… О том вкладе, который вносит уникальное учреждение культуры в жизнь Кавказских Минеральных Вод, края, России, мы рассказывали совсем недавно: 12 августа с.г. в «СП» был опубликован очерк «Музыка музея». И вот впервые за 40 лет существования залы музея стали недоступны жителям Кавминвод, тысячам отдыхающих со всех концов страны. Причина – претензии генерального директора госфилармонии на КМВ С. Бережной к основателю и бессменному директору музея заслуженному работнику культуры РФ Б. Розенфельду.

Чтобы понять суть происходящего, надо вернуться на полвека назад. В конце 50–х годов в госфилармонии на КМВ начал работать артист разговорного жанра, автор и исполнитель Б. Розенфельд. Кроме таланта рассказчика, природа наделила Бориса Матвеевича и талантом исследователя, собирателя. В 1965 году, зная об этой страсти артиста, тогдашний директор В. Ешенко попросил Розенфельда организовать музей госфилармонии. Борис Матвеевич перенес из дома всю свою коллекцию раритетов и затем еще 40 лет самоотверженно собирал экспонаты: что-то находил, что-то дарили многочисленные друзья и знакомые, что-то покупал на свои деньги. Сейчас фонды музея музыкальной и театральной культуры составляют около 10 тысяч единиц хранения. Из них лишь несколько десятков куплены на средства госфилармонии и числятся на балансе.

- Я домой ничего не уносил. Наоборот, из дома все перенес в музей. Я не считал, что это моя служба. Я считал, что это мой дом, - говорит расстроенный Борис Матвеевич.

Первые 27 лет Б. Розенфельд работал директором музея, не получая ни копейки. Лишь 13 лет назад бывший директор В. Бережной установил Борису Матвеевичу оклад.

Музей музыкальной и театральной культуры в полном смысле слова общественный. Вход всегда был бесплатный, все театральные субботы – бесплатные, все консультации – бесплатные, все экскурсии – бесплатные. Приглашенные артисты, писатели, ученые выступали бесплатно – это был их дар. За 40 лет состоялось около 360 таких выступлений. Музей посещали Кабалевский, Баснер, Козловский, Танич, братья Вайнеры, Гамзатов, Хазанов, Кобзон, Петросян, Жарковский, Кажлаев и многие другие. Через месяц, 17 декабря, музею исполняется ровно 40 лет. И вот - конфликт...

На первый взгляд, он не стоит выеденного яйца. В декабре прошлого года В. Бережного на посту генерального директора госфилармонии на КМВ сменила его дочь - заслуженная артистка России Светлана Бережная. В октябре нынешнего года на должность ведущего редактора (методиста) вновь образованной центральной библиотеки госфилармонии приняли Викторию Михайловну Бережную – маму генерального директора.

Через несколько дней Светлана Владимировна издала приказ о проведении плановой проверки музея госфилармонии. Все справки, отчеты, которые приказала представить гендиректор, Б. Розенфельд подготовил. Но в приказе есть пункт 4, который гласит: «В период проведения проверки осуществить передачу библиотеки периодических изданий из музея в центральную библиотеку госфилармонии. Ответственным за передачу назначить ведущего редактора (методиста) библиотеки Бережную В. М.» Вот с этим пунктом Борис Матвеевич категорически не согласен.

- Мы каждые пять лет списываем периодические издания, - рассказывает директор курортной библиотеки, заслуженный работник культуры России Л. Крещенович. – Сколько я себя помню (а мне рассказывали, что так было и до меня), Борис Матвеевич всегда звонит и предупреждает: «Люда, будете списывать газеты и журналы – зовите меня». Все списанные номера «Музыкальной жизни», «Театральной жизни», «Советской музыки» Боря у нас забирал. Более того, когда мы выписывали газеты со всего Советского Союза, Борис Матвеевич был первым, кто после списания их пролистывал, выискивал факты, делал вырезки, складывал их в папочки.

Б. Розенфельд собрал все номера журнала «Советская музыка» с 1933-го по 2005 год. В помещении музея он хранит полный комплект «Музыкальной жизни», «Музыкального обозрения», «Советского балета», «Российской музыкальной газеты», «Советской эстрады и цирка». Да, часть журналов в последние годы выписывала госфилармония. Но ни один человек не берег их: прочитали и выбросили. Также не было приказа хранить все номера журналов в музее. Это личная инициатива Б. Розенфельда. Теперь же генеральный директор требует, чтобы всю периодику, которая в основном принадлежит лично Борису Матвеевичу, тот передал В. Бережной.

- Все очень просто, - объясняет Б. Розенфельд. – Под центральную библиотеку отремонтировали огромное помещение, а хранить там нечего – всего несколько папок с нотами. Впрочем, я бы еще подумал, если бы знал, что эти люди заинтересованы в сохранности литературы. Но из всех клавиров, которые находятся в библиотеке, вырваны страницы с интересными музыкальными сочинениями. А у меня все в идеальном состоянии. Я же сам покупал, на свои деньги.

Директор музея отказался подписать приказ. В ответ генеральный директор С. Бережная объявила ему выговор и приказала начальнику пожарно-сторожевой службы опечатать помещение музея.

От всего пережитого у Б. Розенфельда впервые в жизни подскочило давление:

- За 47 лет работы в этой филармонии я не имел ни единого замечания. Я ничего не украл, мне ничего не надо: ни наград, ни премий. Но меня обижает и оскорбляет такое отношение. Мне 72 года. Дайте спокойно доработать тот небольшой отрезок времени, который мне еще предназначен судьбой.

P.S. К сожалению, узнать мнение С. Бережной о сложившейся ситуации не удалось. Попытки связаться с нею были тщетны.