00:00, 18 ноября 2005 года

Бюджет на старте

- Традиционно проект закона о бюджете поступает в наш комитет из правительства РФ 26 августа. Этот год не был исключением. Но работа в комитете началась над ним задолго до того. Несмотря на период летних отпусков, депутаты нашего комитета активно работали над параметрами финансового документа в «рамках нулевого чтения» в составе правительственной комиссии по бюджетным проектировкам и трехсторонней рабочей группы по совершенствованию межбюджетных отношений.

В первом чтении, как известно, Дума принимает основные параметры бюджета – доходы, расходы, дефицит, профицит, а также основные данные прогноза, на основании которых рассчитывался бюджет, объем ВВП, среднегодовые темпы инфляции, ожидаемая мировая цена на нефть, курс доллара. Все это было согласовано с правительством в ходе совместной доработки проекта. Думскому руководству фракции «Единая Россия» уже на начальной стадии удалось добиться от правительства значительных увеличений доходной и расходной части бюджета. Если изначально правительство предлагало доходную часть бюджета объемом в 4 триллиона 429 млрд., а расходную в 3 триллиона 929 млрд. рублей, то сейчас доходы бюджета на 2006 год должны составить 5 триллионов 46 млрд. рублей, расходы – около 4,3 триллиона рублей. Это почти на 25 процентов больше, чем в предыдущем. А профицит достигнет 776,1 млрд. рублей вместо запланированных ранее 500,2 млрд.

Единороссы считают, что целесообразно расходную часть бюджета направить на инвестиции целевых экономических программ, на строительство дорог, жилья, на безопасность, медицину, образование. То есть речь идет о повышении качества жизни наших граждан.

Был решен вопрос создания инвестиционного фонда и увеличения инвестиционных расходов через адресные и целевые программы (около 600 млрд. рублей). Правильность выбранной нами позиции была еще раз подтверждена в программном обращении президента страны Владимира Путина в Кремле 5 сентября. И его инициатива по повышению социальных расходов на инвестирование человека за счет выделяемых из бюджета дополнительно 115 млрд. рублей не меняет основных параметров бюджета. В ходе предварительных консультаций с правительством были изысканы деньги на эти программы за счет перераспределения расходов и их оптимизации. Депутатам, в частности, удалось до официального внесения проекта в Госдуму убедить правительство ориентироваться на цену не в 35, а в 40 долларов за баррель нефти на мировом рынке. Этот ориентир значительно увеличил доходную, а следовательно, расходную часть бюджета. Не исключено, что денег на реализацию президентских социальных программ может потребоваться больше если не в 2006-м, то в 2007 году. Поскольку в будущем году проекты будут только запущены, то посмотрим: если экономика переварит инвестиции в эти программы, то на следующий год выделяемые на них средства могут быть увеличены на пятьдесят процентов.

Кроме того, увеличения потребуют расходы не только на социальные меры, но и на обеспечение обороноспособности страны.

- Бюджет-2006 многие называют уникальным.

- Он будет самым богатым в новейшей истории российского государства. По сравнению с ожидаемым исполнением федерального бюджета в 2005 году прогнозируемые в 2006 году доходы увеличатся – на 75,4 млрд. рублей, а расходы на 873,8 млрд. рублей, профицит сократится на 700 млрд. рублей. Такая динамика доходов федерального бюджета объясняется прежде всего сокращением налоговой нагрузки, прогнозом снижения мировых цен на нефтяном рынке, замедлением роста добычи и экспорта нефти и укреплением эффективного курса рубля, продолжением реализации мер в области налогового администрирования.

Впервые в составе расходов федерального бюджета образован инвестиционный фонд, средства которого будут направлены на реализацию совместно с частными инвесторами особо значимых инвестиционных и инновационных проектов.

- И поэтому бюджет получил название «бюджет развития»?

- По сравнению с предыдущими годами государство пытается принять активные меры не только структурного, но и инвестиционного характера, то есть участвует как инвестор, с тем чтобы поднять в стране экономический рост.

- Но тем не менее у оппонентов этого документа было немало вопросов к правительству, и звучала жесткая критика во время его обсуждения. Что вызвало беспокойство?

- Естественно, вопросов возникло немало. Без этого не обходится ни одно обсуждение законопроекта о бюджете. Вспомните, как лет десять назад оно затягивалось на долгие месяцы, как правительство уговаривало депутатов разных фракций. Вместо конструктивной работы шел неприкрытый торг. Сейчас процедура принятия бюджета проходит в точно обозначенное графиком время и жестко организована. То есть можно говорить о том, что у законодателей появилось чувство ответственности за государство и за народ.

Что вызывает беспокойство у депутатов в данном случае? Это прежде всего увеличение профицита федерального бюджета в 2006 году почти в три раза по сравнению с утвержденным на 2005 год.

Нерешаемой пока остается задача, поставленная президентом РФ, - удвоить объем ВВП и снизить уровень инфляции до 3 процентов к 2010 году.

Следующий вопрос – о точности прогноза. На 2006 год расчет велся с учетом серьезной корректировки базовых показателей федерального бюджета на 2005 год, вызванной неточностью прогнозов.

На неточность прогноза основных показателей неоднократно обращали внимание мои коллеги-депутаты как при принятии бюджета на 2005 год, так и при его уточнении в июне этого года. И прежде всего речь идет об инфляции. На общий уровень инфляции в 2005 году серьезное влияние продолжает оказывать дальнейший рост тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства и потребительских цен на отдельные группы продовольствия, а также цен на автомобильный бензин.

По нашей оценке, несмотря на достаточно высокую точность прогнозов, вероятность превышения прогнозного уровня инфляции в 2006 году остается достаточно высокой.

- Как известно, ахиллесовой пятой всех предыдущих бюджетов была статья «межбюджетные отношения». Она всегда как бы становилась яблоком раздора между федеральным центром и регионами…

- Кое-что для снятия остроты проблемы сделано. По сравнению с 2005 годом объем трансфертов увеличится на 38 процентов, или на 118 млрд. рублей. 80 процентов трансфертов будут распределяться через специальные фонды. И это тоже не окончательные цифры. Многие статьи, которые не финансировались в прошлом году, будут профинансированы в 2006-м.

Хочу особо подчеркнуть, что в нынешнем бюджете заложены реальные механизмы не только поддержки регионов, но и их развития. Огромную роль в этом направлении призван сыграть фонд регионального развития, объем которого составляет 25 млрд. рублей. Если одобрят депутаты, то деньги из этого фонда будут использоваться по усмотрению регионов. Скорее всего, они пойдут на повышение зарплаты местным бюджетникам, которую намечено повысить в следующем году в три этапа.

Вопросы местных бюджетов по-прежнему в центре внимания депутатов. Будут учтены все многочисленные поправки, замечания с мест, которые будем претворять в жизнь в третьем чтении. Чтобы лучше узнать и понять потребности регионов, наш комитет провел серию выездных заседаний в Магадане, Владивостоке, в ряде центральных регионов.

- До избрания в Госдуму вы более 12 лет возглавляли администрацию города Пятигорска, известного прежде всего как старейший российский город-курорт. Что даст конкретно Пятигорску новый бюджет?

- Из федеральной адресной программы выделено 20 миллионов рублей для завершения строительства бассейна в городской школе № 30. 22 миллиона рублей предназначено для закупки оборудования пятигорскому протезно-ортопедическому предприятию. Для ремонта и поддержки местного госпиталя ветеранов Великой Отечественной войны выделено более миллиона рублей. Также не забыты исторические и литературные музеи, связанные с творчеством и жизнью великого русского поэта Михаила Лермонтова. Всего же на поддержку городской инфраструктуры город получит около 45 миллионов рублей бюджетных средств, что весьма значительно.

Кроме того, будет оказана финансовая помощь храму и монастырю, которые находятся на территории курорта. Это архитектурные и духовные памятники, которые имеют богатую историю, составляющую важный элемент исторического наследия края. Они играют не последнюю роль в формировании основ нравственности и патриотизма среди молодого поколения. На возрождение и поддержку старинного Бештаугорского Успенского мужского монастыря, которому в конце августа этого года исполнилось сто лет, будет выделено два миллиона рублей. А на ремонт и реставрацию архитектурного памятника Спасского собора в городе Пятигорске – три миллиона рублей.

Илья АКИМОВ