Жизнь и смерть ставропольских племзаводов
«Горячая точка» на экономической карте
Недавно «заполыхал» Ипатовский район, в бытность Советского Союза славившийся своими госплемзаводами и тонкорунным племенным овцеводством, а еще количеством госплемзаводов. Несколько новых пород животных родились именно на этой земле. К примеру, ставропольская - выведена в бывшем госплемзаводе «Советское руно» в период с 1923-го по 1950 год. Посмотреть на златорунное чудо в свое время ехали овцеводы из Австралии, Индии, Англии, Новой Зеландии, других стран. Сегодня от былой славы хозяйства не осталось и следа. Недавно ФГУП «Племенной завод «Советское руно» приказал долго жить: арбитражный суд Ставропольского края признал его банкротом. У сельхозпредприятия оказалось ни много ни мало 60 (!) кредиторов, с большинством из которых оно так и не смогло рассчитаться. Даже столичное руководство оказалось бессильным поправить положение дел. Местные жители порой сомневаются: а не было ли банкротство умышленным?
На месте экс-племзавода создано уже новое сельхозпредприятие – ООО имени Калягина. Фамилия эта хорошо известна в районе, как, впрочем, и далеко за его пределами. При Калягине был освоен прославленный ипатовский метод уборки зерновых, а овцеводство находилось в самом расцвете сил. Организовал новое хозяйство бывший кредитор племзавода – ЗАО «АПК «Ставхолдинг», успешно работающее, кстати, в ряде районов края. Первоначально в ООО им. Калягина ставку сделали на зерновое производство: расширили посевные площади, закупили технику. Дальше – время покажет.
- Естественно, что новое хозяйство – не правопреемник бывшего племзавода, так что статус племзавода оно должно еще заработать, - поясняет первый заместитель министра сельского хозяйства края Николай Дорохин.
Находка для Запада
Если в бывшем племзаводе «Советское руно» страсти, кажется, улеглись, то в другом, того же Ипатовского района - ФГУП имени 60 лет СССР - они не утихают второй год подряд. Надо отдать должное, хозяйство пока еще удерживает статус федерального племзавода. Однако всевозможные организационные дрязги явно мешают спокойной стабильной работе предприятия. Связаны они с переназначениями руководителей. Министерство сельского хозяйства России, как законный собственник назначает одного - своего человека, - не советуясь ни с кем, не беря во внимание, как модно нынче говорить, региональный компонент. Никто не поспорит: такое право владельцу дает закон. В то же время сам коллектив сельхозпредприятия желает видеть на директорском троне другого. Естественно, возникает противостояние, сказывающееся, в первую очередь, на деятельности.
И таких примеров много. Директор Ставропольского НИИ животноводства и кормопроизводства Василий Абонеев уверен, что все эти административные «заминки» тормозят, а то и отбрасывают уровень племенной работы на несколько лет назад. А это важнейшая часть глобальной продовольственной проблемы.
- Пока Запад нас затягивает низкими ценами на продукты питания, а когда мы вырежем всех животных, чего он и добивается, так взвинтит цены, что мы окажемся в полной зависимости от импорта, - полагает Василий Васильевич. - Это проблема проблем. Надо любыми путями наращивать генетический потенциал животных, который сейчас сосредоточен в племзаводах. Большую роль играет здесь и кадровая политика. С одной стороны, столичное руководство, в ведении которого находятся племзаводы, обеспечивает их дотациями. С другой стороны - прежде чем назначать какого-то руководителя, москвичам, конечно, нужно держать совет с руководством края, района.
Втроем на одном стуле
Но столичные хозяева, действительно, ни с кем не советуются. Так, перед фактом назначения нового шефа оказался поставлен недавно коллектив ФГУП «Большевик». Министерство сельского хозяйства РФ издало приказ о досрочном расторжении договора и увольнении с должности директора А. Чепурного и о временном назначении на этот пост другого человека – И. Симоненко, бывшего начальника управления сельского хозяйства Новоалександровского района. Отставка первого была сделана на основании служебной записки отдела животноводства федерального минсельхоза, в которой говорится о том, что в «Большевике» уменьшается численность животных, а в условиях государственной поддержки - выделении дотаций на племенную работу, по убеждению собственника, это недопустимо.
Приказ об увольнении А. Чепурного был подписан, когда тот находился на больничном. «Отставник» не стал мириться с таким решением, обратившись в Ипатовский районный суд, который на днях восстановил его в должности. С точки зрения закона получается, что в хозяйстве сложилось двоевластие. Впрочем, подобная ситуация для Ставрополья, как пояснили в отделе реформирования АПК и управления государственной собственностью минсельхоза края, не нова. Бывали случаи, когда вследствие всевозможных организационно-правовых перепитий в одном директорском кресле и вовсе оказывались сразу трое. Ничего хорошего, конечно, такая форма «правления» не сулит, напоминая, скорее, известную басенную троицу.
В Москву – как на другую планету
Помимо организационно-правовых нестыковок при столичном управлении федеральными предприятиями, большие неудобства представляет собой система отчетности, когда подолгу приходится согласовывать, что называется, каждую запятую. Для решения даже простейшего производственного вопроса приходится обращаться в первопрестольную. Хорошо, если повезет все уладить по телефону. По словам директора ФГУП ОПХ «Каясулинское» Нефтекумского района Б. Тагланова, нередко приходится выезжать в столицу, тратя не один день. Хорошо, если такое многодневное путешествие придется на «мертвый» сезон. А если в разгар посевной, когда каждая минута дорога?!
- Для того чтобы решить вопрос по закупке или продаже овец, другого скота, надо выезжать на совет, - рассказывает он. Нам намного сложнее оформить кредит. Для этого приходится ехать вместе с бухгалтером в Москву, сидеть там чуть ли не неделями, чтобы получить одно только разрешение на получение кредита. Вы представляете, какие это затраты!
В последнее время все чаще высказывается мнение о необходимости смены собственника. Недавно министерство имущественных отношений СК направило российскому правительству письмо с предложением передать из федеральной собственности в краевую ряд научно-производственных сельхозпредприятий и учреждений агропромышленного комплекса Ставрополья. В этом списке, составленном минимущества в соавторстве с другими ведомствами, оказалось, кстати, ФГУП ОПХ «Каясулинское», а также другие хозяйства.
По мнению первого заместителя министра имущественных отношений СК Владимира Антоненко, правительство края в данном случае сможет обеспечить лучшее руководство, чем Минсельхоз РФ. Управлять такими предприятиями издалека не очень целесообразно.
Где кончается «вакханалия»
Инициатива краевых министерств о передаче ряда предприятий из федеральных рук в краевые возникла не сама по себе. Появились федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организаций законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». А недавно Госсовет и правительство РФ в их рамках определили список из 129 полномочий, которые федеральным центром передаются региональным властям. Как раз очень многое из того, чего приходится добиваться и решать через Москву, будет отдано на откуп региональным чиновникам, которые станут отвечать за судьбу принятых под крыло предприятий, в том числе сельскохозяйственных. В первую очередь, конечно, изменится система отчетности и взаимодействия, чего и добиваются сегодня руководители ряда федеральных государственных унитарных предприятий, которые к тому же очень надеются, что будет положен конец «вакханалии» с назначением руководителей сверху, с их бесконечной сменой.
Но гладко, как известно, бывает только на бумаге. Передача государственных предприятий из федеральной собственности в краевую – процесс болезненный. Ведь все упирается в финансы. Сможет ли край взвалить на свои плечи новые предприятия, которым будут необходимы дотации, субсидированные кредиты и другая материальная помощь? Хорошо, если это «живое» хозяйство, которое исправно платит налоги. А если стоящее одной ногой в банкротстве?
Уже есть примеры, когда краю доставались одни рожки да ножки от федеральных учреждений. И другого выхода, как брать «грех на душу» и банкротить их, не было. Именно так пришлось поступить с Пятигорским авиаотрядом. В других случаях реконструкция пищевых перерабатывающих предприятий, также доставшихся по наследству от центра и нуждавшихся в срочной реанимации, требовала уймы денег, которых в скудном краевом бюджете нет…
Выходит, передача ФГУП из федеральной собственности в краевую что та палка о двух концах. Одни – руководители хозяйств – надеются, что с преобразованиями получат свободу действий и укрепление экономики, другие – краевые чиновники – тяжко вздыхают, заранее подсчитывая убытки, связанные с содержанием пополнения. И каждый по-своему прав. Ведь, как правило, федералы избавляются в первую очередь от того, что уже для них не представляет никакого экономического интереса.